Откуда пошла развесистая клюква
Не часто случаются такие командировки. Повод был достойный, но не исключительный: Всероссийский открытый конкурс юных музыкантов "Новые имена", поддержку которому оказали Совет Федерации, российские министерства культуры и образования, наша газета. Столица Югры (так еще в Сибири называют Ханты-Мансийский округ - округ не простой, а золотой: здесь сосредоточено 70 процентов добычи нефти) гостей околдовала. Местные шаманы, наверное, хорошо поработали.
Когда в Ханты-Мансийске в центре народных ремесел московским гостям к чаю подали пирог с клюквой, кто-то полюбопытствовал: выражение "развесистая клюква" откуда пошло? Тут пробил "звездный час" ведущей рубрику "Говорим по-русски" Марины Королевой. "Алло, "Эхо Москвы"? Это вас радиослушатели из Ханты-Мансийска беспокоят". Марина для начала не поверила, неужели на самом деле из Ханты-Мансийска? Из Парижа или Берлина звонки от знакомых уже привычнее... Через несколько минут она доложила три версии, главная из них: в 1910 году в Петербурге поставили спектакль-пародию на дневники французов, путешествующих по России (Дюма-отец и маркиз де Кюстин крепко в память въелись), там героиня назначала свидание под столетним деревом развесистой клюквы.
Когда уже целую неделю я всем подряд рассказываю о ханты-мансийских впечатлениях, часто вижу в глазах легкий скепсис: да не надо нам развесистой клюквы. Небось показуха.
Куршевель отдыхает
Классная, кстати, в Ханты-Мансийске показуха! Из самолета выходишь через рукав прямо в здание аэровокзала. Такая вот потемкинская деревня.
В декабре все центральные площади с участием московских архитекторов застроили ледовыми скульптурами, сделали разноцветную подсветку, русалки и шуты до конца марта тут не тают. Сделали показушный центр биатлона, приняли в прошлом году чемпионат мира - участники, пресса и гости остались в восторге от гостеприимства и гостиниц, от природы и гостинцев. Теперь европейские страны, которые традиционно считались центрами биатлона, включились в жесточайшую борьбу против Ханты-Мансийска и России, чтобы не отдать следующий чемпионат или кубок. Наталья Западнова, вице-губернатор, которая на всех этих заседаниях бывает, постигла смысл тайного голосования, как западноевропейские партнеры уговаривают страны СНГ. Но они с губернатором решили не сдаваться.
Много диковинного пришлось услышать в Ханты-Мансийске. Оказывается, каждому рожденному в округе с 2000 года заводится персональный счет. Воспользоваться накоплениями можно будет с 18 лет - на приобретение жилья, на учебу, на лечение. Занимается этим шведским коммунизмом государственный фонд "Поколения". Одна из программ его - художественная галерея. А теперь на минуточку представьте, что в городе с 46-тысячным населением находится 250 полотен Репина, Айвазовского. Малявина, Коровина, Петрова-Водкина, Васнецова... Начиналась коллекция с даров нефтяных компаний, которые на этой земле работают. Русское искусство покупали на аукционах в подарок городу еще с середины 90-х, а не с начала дела "ЮКОСа", когда, как молитву перед Голгофой, бизнесмены стали твердить про социальное партнерство и катить золотые яйца в Россию.
Ну, допустим, оскудеет земля ханты-мансийская "черным золотом", пенсию повышенную нечем будет платить, как тут не вспомнить, что "Подсолнухи" Ван Гога за 54 миллиона долларов на Сотсби уходили, есть и у нас запас...
Здесь есть разумности, которые когда-то были нормой, потом советским пережитком, а теперь стали уникальным социальным проектом. "Сколько нас били за плавучую поликлинику по Оби и Иртышу, - говорит Наталья Западнова, - а мы сохранили на теплоходе даже две операционные, целое лето медики обследуют людей в таежных тупиках".
Ханты и манси составляют 1,5 процента от полуторамиллионного населения округа. Их язык, культура, ремесла и обычаи поддерживаются на государственном уровне и стали хорошей экскурсионной приманкой. Представляете, покататься на оленях, выпить в чуме огненной воды, закусить строганиной и замечательной рыбой муксун! С чем это можно сравнить? Французский Куршевель отдыхает. Тем более сейчас, когда появились горнолыжная трасса и классные отели. Кто-то с тоской вспомнил, как примитивное катание на осликах на Кипре обошлось ему в 200 долларов. А тут на оленях всего за 50 рублей!
У меня была когда-то мысль - написать серию статей: как нам продать Россию. Точнее, как нам подать Россию, чтобы путешествовать по ней было так же престижно и прикольно, желанно и модно, как по многим другим странам мира.
Вместе с нами были 40 немцев из "Форума русской культуры", которые уже шесть лет принимают в Германии в своих семьях "Новые имена", гордятся успехами наших детей, как своими собственными. И они ошалели от Ханты-Мансийска. Франц Кизль, крупный немецкий предприниматель, который теперь вышел на пенсию и выбрал себе хобби - восхищение русской классической культурой, все время повторял: да никто нам не поверит дома, что Сибирь такая, это же Сингапур в тайге! На фоне современных офисов даже двухэтажные развалюшные деревянные бараки, которые раньше и были городом, хочется законсервировать как часть культуры, переселив, конечно, при этом из них всех людей.
Конечно, Ханты-Мансийск - это не Россия. Как и Москва - это еще не вся Россия. Но как хорошо, что уже есть такая Россия.
Высокая нота
Иветта Николаевна Воронова, президент фонда "Новые имена", закрутившая по всей России огромный маховик конкурса, который даже государству не под силу, сказала в сердцах: "Я понимаю, телеканалам мы не очень интересны. Вот если бы Филипп Киркоров снимал клип в тюрьме, правда, об этом бы все написали и по всем каналам показали?". Что-то подобное мне недавно говорила Лада Фетисова: убил - взорвал - все СМИ насмерть бьются за информацию, а согрел другого человека и хочешь, чтобы это делали и другие, - только через кассу.
Сегодня в России насчитывается 25 194 благотворительных фонда. И только единицы из них имеют безупречную репутацию, биографию и харизматических лидеров. Крестными "Новых имен" были Дмитрий Сергеевич Лихачев и Раиса Максимовна Горбачева. За 15 лет поиска юных дарований Воронова стала человеком-министерством по поддержке талантов. Вокруг себя она собрала уникальную команду, которая занимается этим, во-первых, потому что "Иветта Николаевна попросила", во-вторых, потому что сами уже тоже обращены в эту веру.
Генеральный директор "Гжели" Виктор Михайлович Логинов, который бьется за сохранение народных промыслов, хранит преданность "Новым именам" и ездит к ним много лет со своими чашами-ложками-плошками-статуэтками, одаривая трогательными сувенирами.
Сольным концертом Дениса Мацуева, лауреата уже многих конкурсов, в том числе им. Чайковского, открылся в Ханты-Мансийске второй Всероссийский конкурс юных музыкантов, проходящий в рамках проекта "Новые имена России. Моя мечта - моя Россия". Вот так закольцовывается жизнь. Лет десять назад в морозном январе некая сила подняла и отправила Воронову в Иркутск, где она услышала очаровательного мальчика Дениса, который упоительно баловался джазовыми вариациями. По просьбе фонда "Новые имена" Мацуева послушали московские профессора. Он получил стипендию фонда, а его бабушка продала в Иркутске квартиру, чтобы он смог с мамой переехать в Москву на учебу. Истории со счастливым концом бывают не только в сказках. Вот он, Денис, на расстоянии протянутой руки, и ты можешь стать таким, если...
109 ребят из разных концов России, а также из Беларуси, стали дипломантами и лауреатами конкурса, получив соответственно по 10 и 15 тысяч рублей. В великолепном Центре искусств для одаренных детей Севера состоялся заключительный концерт. Приз зрительских симпатий завоевала восьмилетняя Александра Ли из Хабаровска, которая напоминала танцующую скрипачку Ванессу Мэй. 12-летний Арслан Сайфи из Казани был публично прославлен Святославом Бэлзой за то, "что этот юный маэстро добрался до Ханты-Мансийска сам, без мамы и педагога". Самостоятельность Арслан продемонстрировал и в интервью, заметив для начала, что это уже десятый конкурс в его жизни. А на вопрос, что было самое сложное, ответил: "Жюри надо было прослушать за несколько дней более сотни конкурсантов, я очень боялся, что, когда буду играть, они станут думать: а быстрей бы этот мальчик закончил".
Жюри, которое весь концерт сидело на сцене, - это отдельная песня. Педагоги с мировыми именами ведут по жизни "Новые имена", устраивая для них летом в Суздале мастер-классы. Наум Штаркман (фортепиано), Эдуард Грач (скрипка), Владимир Тонха (виолончель), Вячеслав Круглов (народные инструменты), Валентина Левко (сольное пение), Иван Мозговенко (духовые инструменты). Кстати, в жюри входил и профессор Николай Волков, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Белорусской государственной академии музыки. Его воспитанник Максим Жуков (труба) стал дипломантом конкурса. Вот почему не страшно, что все уедут играть за границу и никого дома не останется. Как волна за волной, появляются новые имена, и никто не может объяснить, откуда это чудо в России берется.
Во что верит шаман
Мы летели из Ханты-Мансийска, моей соседкой оказалась Татьяна Бек - поэтический куратор "Новых имен". Мы культурно переговаривались о последних имущественных спорах в многострадальных союзах писателей. Когда выселяли на улицу Союз Риммы Казаковой, ей в тот день делали сложнейшую операцию. Какими безбожными стали люди. Недаром Римма писала:
"...А поглядишь -
за этот бунт
Ты и одет, ты и обут".
Потом Татьяна предложила приземлиться на более оптимистической ноте:
"Прощай, ХХ век, -
Я говорю, вздыхая, -
Уходишь ты навек.
Тебя переросла я...!"
И начала рассказывать про талантливую девочку из Ханты-Мансийска, написавшую такое стихотворение, про свою давнишнюю подружку, местную писательницу Марию Кузьминичну Волдину, которая участвовала в "круглом столе" шаманов на Франкфуртской ярмарке...
И тут я запереживала: в Ханты-Мансийске была, а с Марией Кузьминичной так и не подружилась, чтобы как на духу спросить у нее: правда ли, что шаман перестает быть шаманом, когда начинает верить в то, что говорит?