Он москвичей удивил. Причем не только студентов, преподавателей и радиослушателей, которые составили аудиторию его выступлений перед российской общественностью. Наверняка в число удивленных входят профессиональные эксперты и политики, которым придется теперь долго анализировать непосредственные, подчас эксцентричные, а нередко и парадоксальные высказывания грузинского президента.
Свой московский "набег" на российское общественное мнение Саакашвили начал в хорошо знакомых ему стенах элитного МГИМО. Президент Грузии выступил перед студентами и профессурой института. Когда-то, в 1989 году, именно здесь студент Киевского института международных отношений Миша Саакашвили добился первого международного успеха, и даже побил своих московских соперников. На конкурсе газеты "Комсомольская правда" он занял тогда первое место, продемонстрировав лучшее знание системы ООН. В 2004 году успехи Саакашвили выглядели скромнее.
Для начала Саакашвили заявил, что в Грузии не будет ни проамериканского, ни про российского президента. "Я не прорусский президент, и боже упаси меня быть проамериканским президентом. Я - грузинский президент" - сообщил Саакашвили. И тотчас же грузинский лидер заявил, что "сейчас приехал с этой протянутой рукой сюда, в Москву, чтобы докричаться" до российского руководства, и попытаться нормализовать взаимоотношения.
Он даже потребовал от россиян: "Дайте вы нам ваши вертолеты и вооружение. Давайте мы вместе будет охранять границу. Давайте мы вместе будем патрулировать". При этом Саакашвили по-прежнему настаивает на выводе российских баз с территории Грузии и обещает не размещать вместо них американских военных. Как же так: совместное патрулирование границы возможно. Совместные погранзаставы возможны - так почему же невозможно пребывание наших военных в Грузии?
Уже эти заявления Саакашвили выглядели несколько странновато. Ну, в самом деле, разве есть в мире хоть одна страна, которая вот так, направо и налево раздает самую опасную, дорогую и высокотехнологичную продукцию, которой является оружие? Тем более такое оружие, как наше, российское? Нет, если такие подарки и делаются, то только союзникам, надежным партнерам, друзьям. Такой подарок может получить только пророссийский лидер или Президент.
Тем более что там же, в МГИМО, Михаил Саакашвили совершил небольшой вклад в геополитику, открыв новую войну. А именно, войну между Грузией и Россией. Причем не одну. "В начале 90-х годов между Россией и Грузией начались пограничные войны, что привело к оттоку грузинского экспорта в другие страны - в Турцию, Западную и Восточную Европу", - сообщил грузинский лидер.
Разве просят оружия и помощи у того, с кем только имел "пограничные войны"? Да еще войны выдуманные, так как для всех россиян, в том числе для политиков и военных, известие о подобных "войнах" является подлинной сенсацией. Понятно, что так, несколько загадочно, на своем языке, Саакашвили именует конфликты в Абхазии и Южной Осетии, а также прорывы чеченских боевиков из Панкисского ущелья на российскую территорию. Но Саакашвили, выпускник нескольких престижных вузов должен понимать, что Москва - не Тбилиси, что аудитория российских интеллектуалов - не митинг у дома правительства у него на родине. Здесь, в России, вещи надо называть своими именами, а не символами, понятными только для бывших грузинских оппозиционеров.
Еще более неуклюжей выглядела попытка Саакашвили столкнуть интересы России и Турции в Закавказье. Для этого новый хозяин президентской резиденции в Тбилиси выдвинул в Москве оригинальную идею строительства нового нефтепровода из Новороссийска в Грузию, параллельно нитке Баку-Джейхан. По прогнозу Саакашвили, после ввода в строй нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан Турция закроет проливы для танкеров, которые идут через Черное море, в том числе для российских судов.
Дело не только в том, что у Турции по международным соглашениям нет никакого права закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для судов любых стран. Дело даже не в том, России легче проложить трубопровод по дну Черного моря или возить свою нефть через Болгарию и Румынию, чем доверять стратегическое сырье раздираемой конфликтами и пока недружелюбной Грузии.
Неужели Саакашвили готов так легко поссориться с Турцией не в конфиденциальной беседе, а публично обвиняя ее в заговоре против российских интересов? Как-то это непрофессионально, достойно уровня грубых пиарщиков, а не Президента страны. На современном российском сленге это называется "развести". Но в этом деле, пожалуй, россияне могут дать много очков вперед начинающему грузинскому лидеру.
На самом деле объяснения метаниям и парадоксам вновь избранного молодого грузинского президента, очевидно, существуют. Он блестяще, легко, быстро взлетел из неизвестности к самым верхам грузинской и мировой политики. Это должно было породить у Саакашвили ощущение того, что он может все, в том числе - запудрить голову россиянам. Убедить их так же, как Саакашвили привык убеждать толпу на митингах в Тбилиси. Но то, что проходит там, не пройдет здесь, в Москве. И вызовет только удивление и недоверие у партнеров.
Есть еще один фактор, который наверняка заставлял Саакашвили говорить в Москве много, подчас излишне много, со своими обычными энергией и напором. Саакашвили нужны успехи. Нужны успехи на переговорах с Россией или США. Нужны успехи во внутренней политике, которые невозможно без помощи тех же американцев или россиян. И успехи нужны Саакашвили потому, что 85 процентов грузин проголосовали за него. Это значит, что на этого молодого человека надеятся, как на мессию. Он не может позволить себе не оправдать надежд. Ведь тогда сила ненависти, вызванной разочарованием, будет прямо пропорциональна силе обманутых ожиданий. Это и заставляет Саакашвили метаться, использовать уже однажды оправдавшие себя приемы, язык, образ действий. Но два раза войти в одну и ту же воду нельзя. Блестяще образованный грузинский президент должен это понимать.