В частности, Дж. Буш осудил руководство агентства за существующую практику, когда такие страны, как Иран, которые подозреваются в нарушении требований по нераспространению, тем не менее имеют право быть принятыми в совет директоров организации. Для исправления подобного положения глава Белого дома предложил создать МАГАТЭ специальный комитет. Этот орган должен отвечать за контроль по нераспространению ядерных технологий и обеспечивать соблюдение членами этой организации всех взятых на себя обязательств.
При этом президент упомянул недавнюю историю с пакистанским ученым Кадиром Ханом, который тайно передавал секреты и технологии создания ядерного оружия Северной Корее, Ирану и Ливии (подробности в "РГ" за 10.02.04). Чтобы избежать повторения подобных случаев, Дж. Буш призвал международное сообщество к координации действий. До сих пор эти усилия, по его словам, были недостаточно эффективными и масштабными.
Теперь, по замыслу Белого дома, государства, уже обладающие такой технологией и оборудованием, должны полностью прекратить поставку ядерных компонентов в страны, которые не имеют собственных возможностей по переработке подобных материалов. Примером достойного поведения таких стран Дж. Буш назвал решение Ливии отказаться от своей программы по созданию оружия массового уничтожения (ОМУ). Он выразил надежду, что и другие государства последуют примеру Триполи и не повторят судьбу Северной Кореи, загнавшей себя в изоляцию от всего мира, или Ирака, где пришлось насильственно менять правящий режим.
Не обошел американский лидер своим вниманием и Россию. В нашей стране, по его словам, есть проблемы с безопасностью хранения и утилизации ядерных отходов. И ради решения этих проблем, как считает Дж. Буш, ведущие индустриальные государства должны существенно увеличить финансирование существующих в этой области программ. Правительствам ведущих стран еще предстоит сформулировать свою позицию в отношении новых инициатив Белого дома. Однако ряд независимых экспертов уже успели проанализировать высказанные Дж. Бушем идеи и дать им свои оценки. Вот, в частности, мнение ведущего сотрудника центра по изучению проблем нераспространения Монтерейского института международных исследований Николая Сокова. Он считает, что реализация предложений администрации на практике столкнется с большими трудностями. С одной стороны, те страны, которые предлагается отлучить от рынка ядерных материалов, станут обвинять США в нарушении юридических положений действующего Договора о нераспространении, разрешающего обогащение урана в мирных целях. А с другой стороны, внести необходимую поправку в договор невозможно, поскольку он составлен так, что его нельзя изменить.
В итоге эти инициативы нужно проводить через так называемую группу ядерных поставщиков, которая насчитывает свыше сорока стран, а это затянет их практическое исполнение. Следует учитывать и нарастающую конкуренцию между развитыми государствами на рынке ядерных материалов. О каком консенсусе в этом случае можно говорить? В результате, заключил эксперт, в полном объеме новые инициативы Буша вряд ли будут когда-либо реализованы.
По всей видимости, это осознают и в самом Белом доме. По мнению наблюдателей, антиядерное выступление Буша во многом обусловливается внутриполитическими обстоятельствами, и в первую очередь набирающей темп предвыборной кампанией. Инициативы президента скорее всего стали ответом на выпады кандидатов в президенты от демократов, которые резко критикуют нынешнего главу Белого дома за то, что он отвлекает ресурсы на Ирак в ущерб решению проблемы с распространением ОМУ.