16.02.2004 01:30
Экономика

Властелин кольца

Страсти вокруг земли у Московской кольцевой автодороги опять резко обострились
Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3406)
Читать на сайте RG.RU

Старт новому витку старого конфликта дал заместитель мэра в правительстве Москвы Анатолий Петров, который, если верить цитатам, появившимся в некоторых агентствах, заявил, что готовит закон, по которому земля с внешней стороны дороги также будет принадлежать Москве, поскольку сама дорога строилась на средства столицы. Депутат Мосгордумы Иван Новицкий, ответственный в столичном парламенте за имущественные проблемы, этот факт подтвердил, но как-то неуверенно. "Наверное, готовит, наверное, у него было такое поручение мэра. Мы, как законодатели, поддержим, поскольку речь идет об интересах города", - сказал он корреспонденту "РГ". Интересно, однако, что первоисточника заявления г-на Петрова с четкой цитатой его слов обнаружить не удается. Еще более интересна реакция московских властей: в пятницу чиновники разных уровней в мэрии приложили просто титанические усилия к тому, чтобы никак не комментировать вашему корреспонденту хотя бы факт наличия или отсутствия такого замысла. Ничего не слышали о "новом витке конфликта" и в Минимуществе РФ.

Земля возле кольца - золотая. Говорят, ее гектар в особо важных местах, скажем на пересечении с крупным шоссе, зашкаливает за 2 миллиона долларов. В прошлом году Москва и область не на шутку сцепились за обладание этими гектарами. Как сообщил нам источник в Минимуществе РФ, к формальному соглашению стороны тогда не пришли, но негласно заключили мировую: то, что вне кольца, - областное. Как говорит наш источник, московские власти на этом вряд ли успокоятся, пока не появится федеральный закон, как все-таки проводить границы между регионами (на прошлой неделе его проект наконец поступил в Правительство). Пока, как говорит наш собеседник, ситуация выглядит так: московские чиновники, встречаясь с областными, время от времени "выражают озабоченность" тем, что внешняя сторона кольца не так густо, как внутренняя, застроена бензозаправками, магазинами и прочими прелестями цивилизации. "Что она у вас пропадает, отдайте нам", - говорят они. Между тем причина этого прозрачна: для потенциального инвестора лакомее, конечно, сотка внутри кольца просто потому, что от нее ведет прямая дорога в глубь Москвы, вот бизнес и принялся осваивать сначала то, что попривлекательней. Зато вовне кольца стоят крупные магазины, которых привлекает более льготный налоговый режим области и которые демонстративно уходят из Москвы из-за непомерно дорогой земли и фактического запрета на ее приватизацию. Именно для крупного магазина земельные платежи крайне существенны, тогда как мелкая заправка с этим еще может смириться. Если Москва возьмет себе вожделенные 45 метров, для многих "беглых" магазинов это может обернуться очень нежелательной сменой прописки.

Однако возникает вопрос: может ли закон одного субъекта Федерации отнять землю у другого субъекта? Г-н Новицкий поясняет, что закон будет толковать о тех землях, "которые Москва считает своими". Он дал понять, что 45-метровую зону за кольцом столица считает именно своей, поскольку "Москва реконструировала дорогу на средства своего дорожного фонда и за кольцом находится так называемая зона технического обслуживания - неотъемлемая часть дороги", а стало быть, и столичной территории. На вопрос, готовы ли столичные власти к тому, что областное правительство наверняка будет оспаривать это дело в суде, обращаться в Минимущество и вообще проявлять недюжинную активность, г-н Новицкий ответил утвердительно.

Однако, как отметил сам Новицкий, спор о земле возле дороги вовсе не новый. Стало быть, надо поискать причины того, зачем потребовалось именно сейчас обострять вопрос. И тут взоры сами обращаются к упомянутому выше законопроекту Минимущества, который уже успели окрестить "закон о границах". Там написано, кому и чем владеть - где земли Федерации, где губернаторские, где мэрские. Некоторые наблюдатели из числа опрошенных вашим корреспондентом считают всплеск интереса к МКАДу началом артподготовки перед рассмотрением в правительстве этого документа. Вероятно, считают наши собеседники, мэрия рассчитывает внести в законопроект на стадии обсуждения пункты, закрепляющие за ней 45-метровую полосу, а тут и закон Москвы подоспеет.

Инфраструктура ЦФО Правительство Москвы