16.02.2004 03:00
Экономика

Реконструкция Московкого вокзала

От реконструкции территории вокруг Московского вокзала выиграют только олигархи
Текст:  Наталья Милях
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3406)
Читать на сайте RG.RU

Почему же эта "техническая" задача оказалась в центре внимания петербуржцев? Потому что за обтекаемыми казенными формулировками скрывается грандиозный проект преобразования "лакомого куска" городской территории - зоны, ограниченной Невским и Лиговским проспектами, а также Обводным каналом и Невой.

Сладкие грезы

Вообще-то политики разных мастей уже неоднократно и активно эксплуатировали идею переноса промышленных объектов за черту города, вывода загрязняющих атмосферу предприятий из центра Северной столицы - "экологическая озабоченность" достигала пика в периоды выборных кампаний. Особенно громогласно работали на этом поприще правые... Но ныне о тайных двигателях необычайно возросшей активности властей приходится только догадываться. Не открыли своих лиц и потенциальные инвесторы, которые должны будут преобразовать территорию, требующую колоссальных вложений. Однако, судя по скорости "всплывания" замысла, где-то рядом с нами ходят незаметные олихархи из форбсовских сливок...

Трущобам здесь не место

Зона предстоящих преобразований начала складываться еще в первые годы существования Северной столицы. Складывалась она в значительной мере стихийно. Здесь, справа и слева от стальных магистралей, продолженных к Московскому вокзалу, простираются две части, в которых находится немало примечательных построек. Самая значительная - ансамбль Александро-Невской Лавры. Но есть и другие, не менее ценные. Ансамбль Крестовоздвиженской церкви, Подворье Свято-Троицкого Творожковского монастыря, ансамбль церкви иконы Федоровской Божией Матери. Есть и ряд значительных построек крупных архитекторов эпохи позднего классицизма и модерна. В то же время на этой территории существует множество транспортных объектов, автопарков, гаражей, ремонтных мастерских. Здесь находится инфекционная больница, которую еще с баснословных времен называют "боткинскими бараками". Здесь есть психиатрическая лечебница, складские строения, предприятия пищевой промышленности, машиностроительные, военные и тюремные объекты. Зияют чудовищными глазницами окон, и не только в глубине кварталов, обветшавшие дома рядовой застройки - жить в них невозможно не только из-за прогнивших коммуникаций, но и в силу полной изношенности основных конструкций... Эта зона преобразований - краткая каменная летопись города. Уже через год она исчезнет с лица земли как памятник минувших трех веков.

Что принесут  в жертву?

На дорогой земле не должно быть трущоб и дворов, заросших лопухами и заваленных ржавыми железками. Это неэкономично.

Есть ряд объектов, которые останутся на месте. Однако список их еще не обнародован и можно предвидеть, что за некоторые здания, которые придется принести в жертву новшествам, развернутся настоящие битвы. Но в принципе судьба этих объектов будет зависеть только от одного обстоятельства - попадут ли они на линию "пробивок", то есть вновь проложенных магистралей, призванных снизить "непроницаемость" территории.

Вряд ли петербуржцы, на головы которых ежедневно валятся куски штукатурки с потолка, благословят грандиозное начинание.

Но территория "непроницаема" не только потому, что в этой зоне слишком мало дорог, из-за чего она задыхается от перегруженности "пограничья" - Невского и Лиговского проспектов, площади Восстания и Обводного канала. Она непроницаема потому, что разрезана железнодорожными насыпями и рельсами, через которые, само собой, улицы новые не проложишь. Однако инициаторов проекта это обстоятельство не смущает. Железнодорожное хозяйство, не связанное непосредственно с обслуживанием пассажиров, предлагается убрать куда-нибудь подальше. Можно в Шушары (хотя там пострадают земли сельхозпроизводителей). Но ведь от этого рельсы не исчезнут вообще, скажет читатель. А вот и исчезнут! Потому что стальные пути, по которым приезжие будут попадать на Московский вокзал Санкт-Петербурга, в принципе можно... закопать под землю.

Маниловские тоннели

Устарел, устарел помещик Манилов! Мелочь, ветошку предлагал возвести - какой-то мост с будками... То ли дело - нынешние преобразователи!..

Уже через год, возможно, в самом центре Северной столицы начнется осуществление очередной "стройки века". Под площадью Восстания планируется построить крупный торговый комплекс - готовность зарыть в болотистые почвы 350 млн. евро высказала одна из германских фирм. Одновременно из зоны преобразований будут выведены предприятия, осуществлено расселение зданий, предназначенных на снос.

Полным ходом идет подготовка к тому, чтобы провести "маленькую национализацию" в одном отдельно взятом пятне застройки. Собственники недвижимости и долгосрочные арендаторы могут собирать чемоданы - Смольный уже готовит правовую базу для "изъятия" приглянувшейся собственности. Уже к весне будет готов детальный график вывода грузового двора железной дороги и таможенно-транспортных постов. А там, глядишь, начнется рытье тоннеля до границ города - для движения пассажирских поездов... В общем, к 2005 году территория должна быть полностью подготовлена для прихода таинственных инвесторов. Какова же цена проекта?

По словам чиновников петербургского Комитета экономического развития, "цена вопроса" пока не просчитывалась...

Программа для Нью-Роттердама

Поэтапное освобождение территорий закончится их перепрофилированием под общественно-коммерческие цели. Увеличение доли жилого фонда в этом районе не предусматривается.

Знают ли преобразователи, отличающиеся подозрительной сдержанностью и избегающие внятной конкретики, о том, что получится в результате их решительных действий? Или действуют по принципу "главное - ввязаться в бой", а там уж хлынет бурный поток инвестиций?

Зондаж общественного мнения провел как будто специально по заказу Смольного один из питерских предпринимателей - лет десять назад он прославился тем, что за бесценок купил один из крупнейших универмагов, потом затеял строительство порта... Теперь он тоже готов к преобразованиям. Вокруг порта он выразил желание создать некий промышленно-портовый комплекс под условным названием "Нью-Роттердам". Но он в отличие от чиновников Смольного кое-какие цены вопроса знает, так что дает возможность петербуржцам прикинуть, сколько и где можно закопать финансовых средств.

Для того чтобы перенести от Московского вокзала две сортировочные станции поближе к Нью-Роттердаму, потребуется минимум миллиард долларов. Зато освободившаяся у вокзала земля принесет в казну города три миллиарда долларов. Бизнесмен-преобразователь готов даже "приютить" в своем Нью-Роттердаме Морской порт. Правда, сам Морской порт никуда не собирается, но в последние годы находится слишком много желающих вытеснить его из Петербурга. Один из приверженцев этой идеи предлагал перебазировать его на дамбу, если найти всего-то 5-6 миллиардов долларов. А Нью-Роттердам всяко дальше дамбы... Как бы то ни было, но на всю затею, оказывается, вполне можно найти и потратить 32, 06 миллиарда. Из откровений этого поклонника гигантомании мы узнали, что на то, чтобы "урыть" железнодорожные пути, по которым будут двигаться пассажирские поезда в черте города, заказчику нужно найти 7,36 миллиарда.

Но ведь это всего лишь некоторые из предстоящих трат. Вряд ли сотни тысяч петербуржцев, на головы которых ежедневно валятся куски штукатурки с потолка родного дома и льется вода из прорвавшихся труб, благословят грандиозное начинание...

Инфраструктура Санкт-Петербург Северо-Запад