За эти деньги можно снимать отличную двухкомнатную квартиру в центре. Однако люди вынуждены держаться за видимость собственного угла.
Сегодня в Перми активно формируется общественная организация нового типа - объединение жильцов общежитий, сменивших собственника. Формальных изменений немного - просто на смену одному владельцу здания приходит другой. Но коммунальный и экономический смысл перемен заслуживает пристального внимания: общежития начали поступать на рынок недвижимости.
Только ОАО "ППСО" в конце прошлого года продало сразу три подобных объекта в разных районах города - на Таборской, на Леонова и на Коспашской. Общее в этих сделках одно: жильцы в этих рыночных процессах не участвовали. Более того, прежний владелец своих арендаторов всячески утешал: никто, дескать, вас не продает, не суетитесь.
Есть и другие параллели: пятиэтажные типовые здания общежитий приобретены за бесценок, а жильцам квадратные метры пытаются продать в розницу и по рыночной цене. Обитатели общежитий, в большинстве граждане малообеспеченные, жалуются на попытки давления, принуждение к выкупу комнат, заключению аренды на новых, невыгодных для них условиях. Кроме того, новый собственник намерен возложить на арендаторов все расходы по содержанию мест общего пользования. В число подобных объектов, помимо кухонь и лестничных клеток, включены подвалы и крыши. Жильцы сомневаются: кое-где в подвалах имеются отдельные арендаторы, а на крышу вообще не каждому в течение жизни приходится выйти.
Скажем сразу: вернуться под крыло ППСО у обитателей общежития желания нет. Акционерное общество и в лучшие годы не баловало жильцов. Сейчас, когда предприятие находится на грани выживания, ему и вовсе не до общежитий. Польза от них только одна - их можно сделать разменной монетой в расчетах с кредиторами.
Например, в общежитии на Таборской, 20, граждане узнали о том, что у них появился новый владелец в ноябре 2003 года. К этому времени главные события уже произошли. Как следует из информации Главного управления Минюста по Пермской области, служба судебных приставов наложила арест на здание общежития 5 мая того же года "в целях исполнения сводного исполнительного производства по взысканию с ОАО "Пермское проектно-строительное объединение" суммы в размере 152 943 983,62 рубля". Спустя 3 месяца, 29 июля, была определена рыночная стоимость здания - 700 818 рублей. А уже 30 июля должник-миллионер выразил желание самостоятельно реализовать объект по цене не ниже установленной оценщиком. В тот же день (!) судебный пристав-исполнитель вынес постановление N 2422-4/02 о разрешении должнику ОАО "ППСО" реализовать здание. В течение двух недель общежитие перешло в руки частного предпринимателя минуя торги. Право собственности новый владелец зарегистрировал в регистрационной палате 3 ноября. Спустя две недели в общежитии появились риэлторы. Жильцам порекомендовали приобрести занимаемые помещения в собственность. Назвали базовую цену с учетом технического состояния здания - 7800 рублей за 1 квадратный метр. Народ оторопел. Тут же появились представители собственника, велели проживающим вносить аренду и коммунальные платежи в кассу предприятия "Жилбытком". Народ впал в депрессию вторично. А в декабре здание вновь поменяло собственника. Новым владельцем стало - не поверите - ООО "Жилбытком".
Общество заявило, что намерено создать на месте обветшавшего общежития процветающее ТСЖ, привлечь жильцов к решению коммунальных и социальных проблем. Остановка за малым. Чтобы создать ТСЖ, по закону нужны как минимум два собственника. Для решения вопросов содержания здания тоже обнаружились препятствия: народ деньги в кассу не несет. Позиция понятна: чтобы покупать, арендовать, вносить плату, нужно точно знать, что имеешь дело с законным владельцем имущества. Давление на жильцов и непонятная суета вокруг реализации квадратных метров многих наводят на сомнения.
Пятиэтажное здание площадью 3738 квадратных метров оценено в 700 тысяч - как скромная трехкомнатная квартира, причем на рынке вторичного жилья. Стоимость квадратного метра при этом получилась... правильно - 187 рублей 50 копеек. Если разделить 700 тысяч на 140 проживающих в общежитии семей, в итоге получим 5000 рублей на семью. Отчего бы им и не скинуться? Тем более что у большинства аренда и коммунальные платежи в сумме превышают тысячу рублей в месяц.
Но это если думать о людях. По-видимому, в данном случае речь идет не об их потребностях, а о собственных интересах предприятия-должника и играх с кредиторами. И это еще одна причина того, что народ с новым собственником договариваться не желает.
В пермской мэрии даже не знают, сколько в городе общежитий. В БТИ отправляют за подобными справками в архив. Оно и понятно: объекты ведомственные, ни государственного, ни муниципального интереса в них нет. Было время, каждое предприятие - а их в городе десятки - считало за правило иметь 2 - 3 общежития. Теперь у акционерных обществ такой потребности нет. Здания, а с ними и тысячи семей, брошены на произвол судьбы. Опыта решения этой проблемы в стране пока нет, не говоря уже о конкретных механизмах. Все отрабатывается на живых людях.