17.02.2004 04:25
Происшествия

Трагедия совпадения

В комментариях по поводу причин трагедии в Ясеневе звучат ссылки на "фантастическое стечение обстоятельств"
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3407)
Читать на сайте RG.RU

После того как рухнула кровля единственного полноценного в Москве аквапарка, пришла пора следователей и строительных специалистов дать ответ, почему все произошло так, как произошло. И первые комментарии прозвучали впечатляюще.

Как сообщил представитель московского архитектурного сообщества: "Здесь может быть целый набор вариантов причин, по которым произошло обрушение". По его словам, первая версия - ошибки при расчетах проекта. Следующая вероятная причина - технологический брак на заводе, где отливали конструкции. На вопрос, могла ли привести к обрушению неправильная эксплуатация, специалист ответил утвердительно, отметив в то же время, что это маловероятно. "Вместе с тем в соответствии с теорией катастроф здесь может быть фантастическое стечение неблагоприятных факторов", - подчеркнул он. Не менее серьезными и часто повторяющимися причинами многие называют скопление большого количества снега.

Мы со своей стороны тоже заинтересовались этим вопросом, потому что первые комментарии нас не очень убедили именно по причине их фантастичности. И можно сразу сказать, что все наши собеседники, с которыми удалось переговорить, а их набралось больше десятка, также не поверили первым комментариям, прозвучавшим с телеэкранов.

Так, например, версию о снеге строители-специалисты вообще считают смехотворной. Как сообщил нам заслуженный военный строитель, в советские времена работавший в такой солидной организации, как "Союзвнешстройимпорт", Владимир Жирнов: "Все несущие конструкции по проектной документации обязаны рассчитываться с большим запасом и учитывать не только снег, но всевозможные влияющие моменты. Тем более что все это элементарно рассчитывается языком цифр и формул.

Сейчас первым делом необходимо провести экспертизу бетона, который был использован при строительстве аквапарка. Бетон по технологии должен быть выдержан не менее 28 суток, если меньше - можно говорить о нарушении технологии. Плюс для стройки такого масштаба должен идти даже не бетон марки пятьсот, а самый прочный бетон "портланд" марки 800. В первых же комментариях кто-то обмолвился, что для строительства аквапарка применялся какой-то облегченный бетон. Для специалиста эта терминология вообще удивительна. Да, скажем, для вентиляционных шахт в домах с целью облегчения конструкций часто идет бетон с наполнителем из легкого керамзита, но такой бетон ни в коем случае нельзя применять для несущих конструкций крыши, потому что там бетон должен быть рассчитан на изгиб, а не на сжатие".

Низкое качество бетона вполне могло стать причиной трагедии, тем более если посредники даже вместо пятисотого бетона поставили более дешевый бетон. Возможной причиной обрушения конструкции могло стать также и качество сварных узлов. Если в сварных швах эксперты обнаружат шлаковые включения, то резонно будет говорить о низком качестве сварных работ.

Но в любом случае, как полагают строители, всю работу должны были контролировать чиновники из Госархстройнадзора еще тогда, до ввода объекта в эксплуатацию, а не сейчас, когда крыша рухнула.

Кстати, специалисты не исключают, что брак в работе мог быть допущен по вине рабочих, которые трудились на возведении аквапарка и которых сейчас днем с огнем не найдешь, потому что могли они быть и таджиками, и туркменами, и украинцами, несмотря на то что аквапарк "Трансвааль" возводила турецкая фирма.

Тот же Владимир Жирнов, вспоминая опыт прошлых лет, сообщил нам, что в советские времена "Союзвнешстройимпорт" предпочитал иметь дела с финнами, немцами и французами. И дело их трудолюбивых рук, как например немецкое Шереметьево или французский "Космос", стоит и по сей день, и есть уверенность, что простоит еще долго. А с турками контракты не заключали по причине их дешевизны и ненадежности.

Но в настоящее время на строительстве экономить стало не просто сверхвыгодно, но и модно. И здесь-то и кроется одна из основных причин того, что официальное расследование может и не вскрыть истинные причины трагедии в Ясеневе. Слишком много заинтересованных и при этом высокопоставленных и влиятельных лиц могут быть замешаны в этаком ускоренном строительстве "Трансвааль-парка". А если это так, то докопаться до истинных причин экспертам просто не дадут. Один мой приятель как-то жаловался мне, что полтора года не может добиться разрешения открыть мойку, хотя уже восемь тысяч долларов занес во все организации. А "Трансвааль" за такое же время не только получил разрешение, но и был возведен, и река Лимпопо потекла, и прибыль стал кассировать свирепый Гиппопо.

Понятно, что разговоры о том, будто все куплено и продано, - это в пользу бедных, их к делу не пришьешь. Не потому ли виновный уже исподволь и проглядывается - фантастическое стечение обстоятельств? Форс-мажор, словом. Ясно, что все будет зависеть от движения денег, в смысле от того, кто кому сколько занесет и кто кому позвонит. Но с большой долей уверенности можно сказать, что в лучшем случае найдут стрелочников, из тех, которые не смогут найти ходы-выходы к нужным карманам и кабинетам.

Чтобы установить истинные причины случившейся трагедии, требуется одно: привлечь к экспертизе не московских, а независимых, лучше даже зарубежных специалистов. Тех, кто не повязан круговой порукой теневого бизнеса в мутной воде московского строительного бума. В ином случае виноватым в трагедии в Ясеневе действительно может стать снег, потому что у него вообще денег нет, он никому не позвонит и взятки не даст.

Аварии и катастрофы ЦФО