19.02.2004 04:15
Происшествия

Двойная экспертиза трагедии

Главный архитектор Москвы: Нельзя отметать ни одной версии
Текст:  Любовь Пятилетова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3409)
Читать на сайте RG.RU

- Александр Викторович! Вчера в печати появилась первоначально отвергнутая версия о теракте. Говорят, даже на пленке видеосистемы обнаружили запечатленное облачко...

- Я этой версии не исключал с самого начала. В Ясенево я приехал примерно через час после обрушения крыши, а уехал в конце второго дня - когда мэр прогнал. Так что было время внимательно просмотреть видеозаписи. Облачко на них было следующим кадром, а до него - темный шлейф, похожий на выхлоп автомобиля как раз около рухнувшей колонны. Что это было? Пусть скажут свое слово специалисты. Считаю, что нельзя отметать ни одной версии.

- Что в первую очередь проверяет комиссия?

- Если сначала стояла задача спасти людей, то теперь берутся пробы бетона из рухнувшей колонны, в точках разлома вырезается арматура - чтобы убедиться в качестве и соответствии проекту. Причем происходит взятие образцов непременно в присутствии комиссии и владельца здания, а не то чтобы взять, где попало. Специалисты, которые этот бетон и щупали, и нюхали, ничего пока сказать не могут - на первый взгляд он совершенно нормальный. И повел он себя в этой ситуации, как и должен повести. В общем, до проведения экспертизы никаких выводов сделать невозможно. Дальше. "Мосгоргеотрест" проверяет прочность основания - как фундамент учитывает грунты. МИСИ проверяет правильность расчетов конструкций.

- Но вы все-таки допускаете ошибку проектировщиков?

- Я уже сказал, что необходимо проверить все версии. Только винить хоть в чем-то Сергея Киселева не стоит - даже не потому, что у него одно из лучших проектных бюро в Москве. Он вообще разрабатывал лишь концепцию "Трансвааль-парка", и его задачей было предложить такое решение, чтобы, скажем, в бассейне было удобно купаться, а в баре - выпивать. У него это получилось. А рабочий проект разрабатывали проектировщики турецкой компании.

- Но кто-то проверял его качество в процессе подготовки к строительству?

- Как на любом уникальном (т.е. не типовом) объекте, до начала строительства проект "Трансвааль-парка" прошел двойную экспертизу.

- Кто проводил ее?

- "Мосгорэкспертиза" - организация, не подчиняющаяся ни главному архитектору, ни главному строителю Москвы. Она напрямую подчиняется руководству города.

- Документы, свидетельствующие о ее проведении, сохранились? Их не подменят сейчас?

- Все бумаги, касающиеся этого объекта, сразу после трагедии были опечатаны прокуратурой Москвы. Но и в самой "Мосгорэкспертизе", и у владельца здания существуют вторые экземпляры этих документов. Благодаря этому комиссия может вести свое параллельное со следствием расследование.

- Может быть, все-таки не выдержала нашего климата уникальная крыша?

- Архитектор Надар Канчели, которому турецкая компания поручила разработать ее проект, живет в России, знает, что у нас не Африка. Его крыши накрывают обновленный "Гостиный двор", храм Христа Спасителя...

- Может быть, дело в устаревших нормативах?

- С нормативами у нас все в порядке. Они еще со времен социализма рассчитаны на большие запасы. То есть если речь идет о снеге, то закладывается возможность выпадения целого сугроба.

- Была ли у проектировщиков возможность авторского надзора?

- Была. Но можно быть хорошим архитектором и не разбираться, правильно ли приваривают арматуру строители. Поэтому авторским надзором дело не ограничивается. При сооружении таких сложных объектов, как правило, специально нанимают компании, обеспечивающие сопровождение, на которые и возлагается контроль за соответствием проекту. Вот и у "Трансвааля" было две фирмы сопровождения. Одна из них - хорошо известный, принадлежащий Госстрою РФ Институт железобетона, который отслеживал качество заливки бетона.

- Когда можно ожидать выводов комиссии?

- Думаю, что не раньше марта.

- Какие могут быть последствия?

- Если это ошибка в проекте, то тот, кто надо, ответит, а усовершенствовать систему проверки не так уж и сложно. А вот если подтвердится, что в "Трансваале" был все-таки теракт, тогда встанет задача куда сложнее! Придется пересматривать всю систему строительства и изыскивать пути, как укрепить все уникальные здания в стране - и существующие, и еще только проектируемые.

Аварии и катастрофы