19.02.2004 03:46
Культура

Шедевры без НДС

Минкультуры определилось в своих приоритетах и отчиталось о содеянном
Текст:  Юлия Малахова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3409)
Читать на сайте RG.RU

Министр Михаил Швыдкой пошутил, что можно было бы вместо отчета "тихо постоять возле Рубенса и удовлетворенно разойтись". И правда, "Союз Земли и Воды" в роскошной раме и блеске софитов был лучшей иллюстрацией к переменам, происходящим в нашей культурной сфере: то, о чем так долго говорили, свершилось. Благодаря усилиям Минкультуры в Таможенный кодекс внесены поправки, и коллекционеры могут беспрепятственно ввозить в страну шедевры искусства, не платя НДС. Но министр неожиданно для самого себя так увлекся, что долго, иногда шутя говорил о весьма серьезных проблемах:

 

- Минкультуры - не творческое сообщество, а представитель интересов налогоплательщиков. Мы должны не только сохранять федеральное достояние, но и создавать условия для свободного творчества. Одна из важнейших проблем сегодня - это выравнивание условий потребления культуры. Несмотря на то, что деньги, выделяемые государством на культуру, ежегодно растут (в 2001-м на душу населения приходилось 230 руб., а в 2003-м уже 390), их катастрофически не хватает. На каждого россиянина, по нашим подсчетам, должно приходиться не менее 3 тысяч рублей, которые бы тратились в культурной отрасли. В селе сегодня проживает треть населения страны, и сократить огромный разрыв в возможностях, которые предоставляет человеку город и село, - тоже наша задача. Конечно, с 1999 года расходы на культуру выросли в шесть раз, но если знаешь, что в структуре бюджета лишь 5 проц. этих средств приходится на техническую модернизацию, а 7 проц. на научную деятельность, становится ясно, как ничтожны эти суммы. Еще одно - мы как-то высокоброво и брезгливо относились к массовой культуре. Это была жестокая ошибка.

"Минкультуры - не творческое сообщество, а представитель интересов налогоплательщиков."

Негативные процессы в культуре, похоже, удалось преломить - возрождается киноиндустрия, 60 картин из 100, производимых ежегодно российскими киностудиями, создаются при помощи государства. Вообще прибыль приносят те сектора, которые были отделены от государства, как в свое время Церковь: успешно зарабатывают аттракционы и эстрада, парки культуры и отдыха. Культура становится сегодня прибыльной - в прошлом году мы заработали 33, 1 миллиарда рублей (консолидированный бюджет выделяет 48 миллиардов). Но нужно понять, что культура будет осмысленно и успешно зарабатывать тогда, когда государство будет еще больше вкладывать в нашу сферу. Самое важное сегодня - о национальной культуре все больше говорят в мире как об определяющей государственность в эпоху размывания границ, в эпоху глобализации.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский неожиданно для всех не поддался уговорам Швыдкого "поговорить о Рубенсе и вообще", а очень четко выразил свое мнение:

- Конечно, Рубенс - знак большой революции, хорошо, что коллекционеры теперь могут ввозить произведения искусства. Теперь бы и музеям помочь так же - мы ведь должны представлять спецразрешения на ввоз купленного. Но главное, о чем бы хотелось сказать: сегодня музеям приходится доказывать, что они - не галерея и не склад, а научное учреждение. На 90 процентов Эрмитаж это все же наука, а об этом забывают...

Глава комитета Госдумы Иосиф Кобзон предложил министерству мировую (не секрет, какие разногласия были у Швыдкого и Губенко), печально констатировав, что "предшественники оставили в наследство 15 недоработанных законопроектов". Что же касается ситуации в культуре, Иосиф Давыдович вспомнил, как посвятил романс Алябьева "Нищий" предшественнику Швыдкого и попросил не обижаться, так как "на правду обижаться не надо, а работу в министерстве проводят героическую". Во многом, по словам Кобзона, отчет о преобразованиях культурной сферы напоминает ему анекдот про еврея, который болеет странной болезнью - не видит то, о чем слышит. А кинокритик Даниил Дондурей заметил, что "при всех положительных тенденциях в кино и телевидении главная драма современной культуры страны в том, что массовая культура не смогла обеспечить смену идеологий. По опросам, у нас очень социалистически ориентированная страна, и о какой конкурентоспособности можно говорить, если более 51 проц. людей уверены, что мы движемся к тупику?"

Галина Карелова очень мягко подвела итоги:

- Самое главное, что худшие времена для культуры уже позади. Начинает формироваться фундамент для нового качественного развития. Нам нужна скорректированная долгосрочная стратегия развития культуры. Нужно подумать и о том, каким должен быть орган власти, занимающийся вопросами культуры. Время настало определяться по содержанию и функциям.

Вице-премьер насчитала у Минкультуры 12 лишних функций, говорила об административной реформе (она должна привнести позитив в развитие культурной отрасли, эффективные дивиденды, а не очередные риски). Будет изменяться система оплаты труда - Карелова уверена, что прежняя единая тарифная сетка неэффективна и начнут эксперимент именно с культуры. Новые положения о том, каким должно быть министерство, Галина Николаевна просила "представить в кратчайшие сроки, не торопиться, но и не опоздать, сделать все красиво, как вы всегда умеете проходить по лезвию бритвы..." Жестко определив сроки, к которым Минкультуры должно подготовить предложения и нормативные акты, Галина Николаевна успела полюбоваться шедевром Рубенса. И правда, "Союз Земли и Воды" как ничто помогал сегодня найти консенсус между мечтами и реалиями...

Аукционы и коллекции Налоги