19.02.2004 02:00
Общество

Тепло в ледяном чуме

Скульптуры из снега, льда и... пламени
Текст:  Ольга Кисляк (Бобруйск-Салехард)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (154)
Читать на сайте RG.RU

Вообще-то ледяных дел мастером Прокопенко быть не собирался. Жил с женой Светланой в Казахстане, растил троих детишек. А потом вынужден был переехать с семьей в Россию. Устроился в колхоз. Правда, задержался там недолго и переехал с большой семьей в Бобруйский район.

Судьба свела Прокопенко с москвичом Николаем Полукаровым, предложившем ему стать "ледяным скульптором". В Старице, на берегу Волги, они соорудили 7-метровую стелу. А в 99-м вернулись с наградой с Пермского международного фестиваля, в котором участвовало 40 команд из разных стран мира (приз получила их 7,5-метровая "Царевна-Лебедь"). Кстати, по словам Прокопенко, в Перми самый лучший лед: небесно-голубой. Еще бывает прозрачный, как хрусталь, мутный, зеленый...

В обители снегов и вьюг - Салехарде Михаилу Прокопенко посчастливилось увидеть такое роскошное северное сияние, которое, по словам местных жителей, бывает раз в 20 лет. Почти 10 минут в воздухе кружились яркие, всех цветов радуги, вихри. Иностранцы были поражены: "Это что, голограмма?"

Но вообще-то конкурсанты приезжают на фестиваль не диковинными красотами любоваться, а работать. И работа эта нелегкая.

- Трудимся с самого утра до 12, а то и до часу ночи при температуре от 38 до 52 градусов мороза, - рассказывает Михаил. - Ресницы слипаются, отогреваем их ладонями, чтобы открыть глаза. А когда склеиваем ледяные блоки водой (на скульптуру уходит 15 блоков, а весит одна метровая глыба не меньше 250 килограммов), брызги летят на одежду, и она в считанные секунды становится "деревянной". В сильную метель вообще можно лежать на воздухе, как на морской волне. Зато когда ветер резко утихает, падаешь прямо лицом в снег. Конечно, если столбик термометра опускается до минус 72, мы не работаем, но все равно должны уложиться в отведенный график - 6 дней.

Помимо фестивалей, Прокопенко участвует в коммерческих проектах (надо же зарабатывать деньги для семьи): мастерит ледяные дворцы и даже рестораны. В ресторане - этакий северный чум, 6 метров в высоту и 6 в ширину - все изо льда: столы, скамейки и даже... стаканы. Клиентов - хоть отбавляй. Для их удобства "мебель" и пол устланы оленьими шкурами.

Недавно в Ноябрьске Михаил построил шикарный сказочный городок с арками, домиками и дворцами. Дети визжали от удовольствия!

На фестивале Прокопенко выступает в команде. Но после окончания общей работы начинается конкурс "мастер-класса" или блиц-турнир, где каждый сам за себя. Победа всегда остается за белорусом. Причем никаких набросков (многие сперва маркером наносят на лед узор) Михаил не делает, все - на глаз.

В январе, на международном фестивале в Новосибирске, он создал снежную композицию "За мечтой". Его работа так впечатлила мэра города, что он не только присудил Михаилу специальный приз, но уже подумывает о том, не увековечить ли эту скульптуру, отлив ее из металла.

Сам же Прокопенко не переживает из-за того, что его "шедевры" не вечны. Хотя признается: "Обидно, конечно, когда их разрушают намеренно. Однажды в Старице нам попался блок льда, в котором была заморожена рыба. Мы "вылепили" огромного кота, держащего эту рыбу в зубах. Так мало того, что все пытались ее выковырять, когда мы пришли на следующий день, чтобы кое-что подправить, она была полностью разрушена"...

Образ жизни