20.02.2004 04:15
Экономика

Побольше ипотеки

И посоветовал России развивать ипотеку
Текст:  Татьяна Конищева
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3411)
Читать на сайте RG.RU

Итак, рост ВВП составил более 7 процентов, совокупный реальный экономический рост после кризиса 1998 года составил около 38 процентов. Тем не менее главный экономист представительства ВБ в России Кристофер Рюль считает, что необходимы более высокие темпы экономического роста. Ведь 31,2 миллиона человек по-прежнему остаются за чертой бедности, а фактический уровень безработицы повысился.

Высокие темпы роста ВВП в 2003 году дали толчок и росту реальных доходов. Они увеличились на 14,5 процента, а заработная плата выросла на 10,4 процента. Средняя номинальная заработная плата повысилась в 2003 году на 26,4 процента и достигла 5 тысяч 512 рублей против 4 тысяч 360 рублей в 2002 году.

Специалисты ВБ обратили внимание на некоторые любопытные процессы. Так, отмечено расширение сектора нерыночных услуг. Это, как правило, связано с увеличением фонда заработной платы в государственном секторе беднейших регионов. Власти регионов таким образом пытаются компенсировать отсутствие системы социальных гарантий. После чего начинают требовать от федерального центра трансферты для финансирования растущего фонда заработной платы. И какой-то процент роста заработной платы связан именно с этим, а не с объективным ростом экономики. И вообще, отметил К. Рюль, экономика в России по-прежнему зависит от мировых цен на нефть. Именно они обеспечили добавку в 3,2 процента в общем 7,2-процентном росте.

Однако попытки избавиться от нефтяной зависимости с помощью реформ наталкиваются на интересы влиятельных кругов. В ВБ считают, конечно, можно удовлетвориться и нынешними темпами роста, отложив модернизацию в каких-либо секторах. Но тогда, предупреждает ВБ, "повторный пуск корабля реформ на воду потребует упорной работы".

Если воспользоваться расхожим термином "локомотивы экономики", то специалисты ВБ увидели такой локомотив в ипотеке. С ее помощью, считают они, можно не только решить жилищную проблему в стране. Ипотечный рынок, если он станет центральным элементом реформ в России, обязательно даст толчок развитию фондового рынка. А если "скрестить" ипотеку с пенсионными деньгами, то это и вовсе сделает жилье доступным для большинства.

Сегодня размер ипотечного российского рынка весьма скромен - всего 0,1 процента ВВП, в то время как в странах Европы он достигает 30-35 процентов. Но дело не только в объеме. Жилье в равной степени и экономический, и социальный фактор для общества. Сегодня ипотека во многих странах позволяет покупать семьям с умеренными доходами необходимое им жилье. Так что и российская система финансирования жилищного строительства могла бы стать важной движущей силой экономического роста.

Всемирный банк в своем докладе дает рецепты российским властям, каким образом можно развить этот сегмент рынка. Большая роль в вопросе кредитования населения отводится коммерческим банкам. Несмотря на их общую слабость, они, по-видимому, являются единственным реальным источником формирования и обслуживания ипотеки в России в крупном масштабе. Но для того, чтобы люди потянулись в банки за кредитами, тем более - доверили им свои сбережения, необходимо вернуть доверие граждан ко всей финансовой системе. Частично этого можно достичь, внедрив систему страхования вкладов. Кроме того, усиление регулирующей функции Центробанка тоже, как считают специалисты, могло бы повлиять на людей и подвигнуть их "вытащить наличные деньги из-под матрасов" и разместить на вклады в банках.

Хотя, отметил К. Рюль, рост кредитования физических лиц, который наблюдался в прошлом году, выглядит ошеломляющим - 20 процентов.

Но есть другая проблема, которую российские власти пытаются решить. Скажем, собственник жилья может заложить свое имущество де-факто, только в момент его приобретения. Хотя кредиты под залог возможны, однако регистрация залога сопряжена с большими трудностями и в первую очередь из-за системы опеки. Это затрудняет использование приватизированных квартир в качестве источника капитала для их собственников. К примеру, в других странах собственники жилья в дополнению к первому залогу могут вторично закладывать свое имущество на более короткий срок, что минимизирует рост стоимости жилья. В США, например, в 2002 году собственники жилья получили под залог недвижимости кредиты в объеме более двух процентов ВВП.

Помимо этого, считают эксперты ВБ, в России необходимо развивать и вторичные ипотечные рынки, чтобы сделать ипотеку более привлекательной. Здесь можно отметить, что одно из препятствий, которое мешает инвесторам приобретать кредиты, это их низкая доходность. Если федеральное Правительство, стремясь понизить планку доступности жилья, предлагает ипотечные кредиты по ставке от 7 до 15 процентов, то комбанки взимают 18 процентов и более. Инвесторы не заинтересованы в их приобретении, так как их доходность не компенсирует им кредитные и процентные риски, не говоря уже об инфляции.

В этой связи, считают в ВБ, большое значение приобретает закон, разрешающий финансовым учреждениям выпуск ипотечных облигаций и ценных бумаг, обеспеченных ипотечным покрытием. С его помощью кредиторы получат важные инструменты для управления процентным и кредитным рисками. Однако в данный закон все-таки потребуется вносить поправки, так как юридическая структура этих инструментов достаточно сложна и вполне вероятно, что выпускать их будет слишком дорого.

Инвестиции Всемирный банк (ВБ)