Утреннее заявление президента Белоруссии Александра Лукашенко фактически сорвало начало заседания российского Правительства. В ожидании премьер-министра Михаила Касьянова, который задержался больше, чем обычно, на 30 минут, как утверждают источники "РГ", из-за разговора с главой "Газпрома" Алексеем Миллером и Президентом Владимиром Путиным, российские министры обсуждали не так называемое продолжение "газовой войны" между братьями и союзниками, а новую редакцию Водного кодекса.
Чтобы настроить членов кабинета министров не на войну, а на работу, Михаил Касьянов даже попытался немного пошутить, говоря о необходимости принятия Водного кодекса. "Мы не можем допустить ситуации, как в поговорке - "Без воды ни туды и ни сюды!" Как отмечается в проекте нового Водного кодекса, будет сформирован новый федеральный орган, который станет единым "балансодержателем" водных ресурсов. "Этот орган будет координировать всю деятельность на воде", - заметил заместитель главы Министерства экономического развития и торговли Мухамед Циканов. О том, каков будет статус этого учреждения, поинтересовался у заместителя Грефа глава Правительства.
- Это будет федеральный орган исполнительной власти с территориальными отделениями, - сказал Циканов. - Решение, конечно, будет принимать Правительство, но нам кажется, что это может быть агентство.
Финансово-экономическое обоснование проекта занимает в документе всего лишь 3 страницы. Подобное пренебрежение к цифрам заметил министр финансов Алексей Кудрин, сказав, что согласно документу это не приведет к расходам на госаппарат. "Но ведь предлагается фактически создать новое учреждение", - заметил Кудрин. Но на этот вопрос у Циканова уже был готов ответ о том, что сегодня в стране существует 16 бассейновых управлений. В Водном кодексе предлагается создать всего 10. "Поэтому предполагается, что расходы на содержание сотрудников будут сокращены", - сказал Циканов. Но у Кудрина нашелся еще один вопрос.
- Согласовывая Водный кодекс с регионами, вы учли их возражение по поводу того, что их средства фактически уйдут в федеральный бюджет? - спросил Кудрин. - Регионы настаивали на компенсации, поскольку средства на содержание водных объектов составляют 11-12 миллиардов рублей.
- Несомненно, регионам эту сумму надо компенсировать, - заметил Циканов. К нему на помощь пришел Герман Греф, заметив, что "мы заручились поддержкой регионов с оговоркой, что выпадающие доходы будет компенсировать центр".
Судьба бесхозных объектов заинтересовала главного спасателя - министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу. "По оценке МЧС, заброшенных плотин, дамб и других бесхозных объектов, представляющих угрозу, насчитывается около 3 тысяч", - констатировал министр. "В Водном кодексе прописан экономический механизм, стимулирующий передачу таких объектов в федеральную собственность", - скромно заметил Циканов. "Да их никто забирать не хочет", - со свойственной ему эмоциональностью сказал Шойгу. Министр предложил передать эти объекты на баланс нового органа и лишь после решить их судьбу. С ним согласился и глава кабинета министров. Но Греф заметил, что на самом деле подобных объектов насчитывается десятки тысяч.
- Опасность представляют только три тысячи объектов, а всякие прудики с карасиками мы трогать не будем, - заметил Шойгу.
- Но и эти прудики с карасиками, например, в Южном федеральном округе, могут представлять опасность, - не сдавался Греф.
Вопрос о том, кто будет осуществлять сбор нового платежа, возник, как это и следовало ожидать, у министра по налогам и сборам. "Не волнуйтесь. Поскольку он носит не налоговый характер, этим займется агентство", - обнадежил Геннадия Букаева Герман Греф.
В результате проект нового Водного кодекса Правительство вчера одобрило. В течение месяца документ будет доработан с учетом предложений, высказанных на заседании Правительства, после чего будет внесен на утверждение в Госдуму.