21.02.2004 04:15
Общество

Пустите культуру в эфир

На днях состоится очередное распределение радиочастот. Кому они достанутся?
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3412)
Читать на сайте RG.RU

 

Есть творческая концепция, оборудованные студии, захватывающие перспективы. Есть все, кроме эфира. Частоту дают по конкурсу. Море приблатненной попсы, бушующее в эфире, - это итоги конкурсов. Претендентов на 5 новых частот - 30. У радио "Культура" один шанс против шести. Маловато. Разве только мудрые люди в комиссии примут во внимание, что "Динамитов" у нас уже не на один "Арсенал" хватит, а с культурой пока завал, почти нет ее в эфире.

В ожидании решения своей радиослушательской судьбы иду на радио "Культура" и спрашиваю о концепции. Рассказывают заместитель генерального директора ВГТРК Сергей Давыдов и главный редактор будущего радио Анатолий Голубовский:

- Будет много классической музыки. Есть договор с фирмой Universal - обладательницей очень качественной коллекции. Предусмотрены и прямые трансляции, в том числе и совместно с телеканалом "Культура". Будут информационные блоки: новости, помимо главных, в основном культурные. В их числе своеобразная афиша - куда пойти, что послушать... Есть идея запустить журналиста в путешествие по стране, чтобы он в серии репортажей рассказывал, чем живут города и поселки. В провинции активная культурная жизнь, и мы хотим использовать все преимущества радио, чтобы показать ее размах.

Многие ностальгируют о "Театре у микрофона", и мы серьезно думаем о том, какой радиотеатр нужен современному слушателю. Культура радиотеатра развита в мире, на одном из каналов Би-би-си круглые сутки идут радиопьесы. У нас такого пока просто нет. И для начала мы собираемся запустить конкурс радиопьес.

Будут проблемные дискуссии. Социологи будут проводить исследования по актуальным направлениям культуры. Посмотрите на нашу политическую жизнь - она бурлит. Как и экономическая, и спортивная. И только в культуре, кроме скандала с Волочковой, словно бы ничего нет. Хотя эта область по-своему полемична и конфликтна. Другой интересный проект - просветительский. Историки, культурологи, искусствоведы готовы в прямом эфире вести интерактивные семинары. Эти передачи мы будем записывать и издавать, их можно использовать в школах и институтах. То есть умная "говорящая голова" у нас будет присутствовать постоянно. Она будет и в авторских программах, где можно поговорить о музыке, включая классическую, фольклорную, этническую, джазовую.

- Вы рассчитываете на московскую аудиторию или на страну?

- Пока на московскую. Но многие местные вещатели готовы нас транслировать. Выход на спутник у нас есть - теоретически можно вещать на всю страну, было бы желание регионов.

- Как будет финансироваться канал? Рекламные блоки?

- В частности. Структура рекламы меняется: если раньше шла реклама автомобилей и телефонов, то сейчас размещают рекламу кинопрокатные фирмы, мюзиклы. Индустрия культуры крепнет и становится активным рекламодателем. Это внушает нам оптимизм. Но главную ставку мы делаем не на рекламу, а на спонсорство.

- А как насчет распространенного убеждения, что классика не дает рейтинга?

- Рейтинг - вещь относительная. Можно собирать аудиторию в 4 процента, но это аудитория такого влияния, что страна только и будет говорить о том, что думают эти 4 процента. А во-вторых, по данным социологического опроса, классика по востребованности на третьем месте. Обнадеживает и то, что произошло с радио "Классик", где классика хоть и минимально, но присутствует: как только они добились качественного звучания, резко повысился рейтинг.

Итак, в среду судьба радиостанции будет решена - быть или не быть культуре в нашем эфире. Если быть, и частота будет технически приемлемой - новое радио обещает стартовать уже через месяц. Если частоту придется доводить - к осени. Если частоту отдадут очередному "Динамиту" - лично я выбрасываю приемник на свалку.

СМИ и соцсети