26.02.2004 03:36
Общество

Дударев: с чувством зрителя

Текст:  Елена Денисенко (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (155)
Читать на сайте RG.RU

Предлагаем читателям "СОЮЗа" беседу с известным драматургом, опубликованную в газете "Советская Белоруссия".

- Как бы вы сами представили себя читателям?

- Когда наступает зрелый возраст, уходят всяческие прилагательные и человек остается в чистом виде. Однажды, давным-давно, на одном из кладбищ под Таллином я увидел надмогильную надпись "Георг Отс". И все - больше ничего. Я подумал, что это однофамилец известного певца, но когда спросил у эстонцев, мне сказали, что это он и есть. Тогда я понял, что для человека важно, чтобы его знали, - и все. Неважно, когда он родился, какие имеет звания и так далее. Поэтому я бы представился просто - драматург Алексей Дударев.

- О чем вы больше всего мечтали в детстве?

- Стать офицером. Мне было все равно, кем - летчиком или танкистом. Главное - носить погоны. Желание для меня было настолько сильным, что, даже отслужив в армии, я попросился на курсы офицеров запаса. Правда, офицерские погоны так никогда в жизни и не носил.

- В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?

- Во всех. Я не пуританин - люблю поесть, выпить, могу полениться. Но я все же стараюсь, чтобы слабости оставались слабостями. Если чувствую, что они приближаются к черте, называемой "порок", становятся опасными для меня и окружающих, - я останавливаюсь.

- Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?

- Мнением тех, для кого работаю, - зрителей. Их реакцию я чувствую. Я могу даже спиной войти в зрительный зал, не посмотреть ни на одного зрителя, не обращать внимание на актерскую игру, но я почувствую дыхание зрителя, его настроение. Мне сразу понятно, есть у него интерес или нет. Вместе с тем я никогда не иду у зрителей на поводу - всегда иду на пару шагов впереди, зову за собой зрителя. Но никогда не пользуюсь запрещенными приемами для того, чтобы вызвать зрительский интерес, и отношусь с презрением к тем, кто этим занимается на сцене.

- Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?

- Порядочность в первую очередь. Во всяком случае, интеллигентность к образованности, общественному положению, богатству не имеет никакого отношения. Хотя все же среди образованных порядочных людей больше, чем среди неучей.

- Всегда ли вы говорите все, что думаете?

- Стараюсь. Но есть такой афоризм: "Когда говоришь то, что думаешь, думай, что говоришь". Я все-таки его понимаю не как какую-то угрозу, а как напоминание - будь корректным, деликатным в своих высказываниях, потому что кого-то они могут ранить. А, во-вторых, ты можешь быть не прав. Поэтому в таких случаях лучше употреблять словосочетания "мне кажется", "по моему мнению" или "может быть, я и не прав...". Даже если ты знаешь, что ты прав, лучше все же перестраховаться.

- Что такое, по-вашему, лень, а что - душевный покой?

- Душевный покой зарабатывается тяжелым трудом, лень же дается бесплатно. Я очень часто оставляю на завтра то, что можно сделать сегодня, позволяю себе лениться. Творческие люди, как правило, объясняют это тем, что ждут вдохновения. Но это неправильно - вдохновение приходит лишь к тому, кто работает.

- Стань вы главой государства, что бы вы сделали в первую очередь?

- Объявил бы себе импичмент. Политика, как и всяческие другие сферы человеческой деятельности, требует способности, одаренности, таланта. Но в политике эти границы размыты, поэтому многим кажется, что туда может попасть любой, к сожалению.

- Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

- Лучшим друзьям прощать надо все. Бывает, что человека может "заносить", но если он может откорректировать свое поведение, ему надо дать шанс. Хотя, что касается лично меня, я не смогу простить, когда меня используют, считая дураком. Я просто уйду от такого человека.

- А врагов вы себе успели нажить?

- А зачем их наживать? Они сами начинают размножаться как грибы после теплого дождя, как только человек становится более-менее заметным. Поверьте, для того, чтобы у меня появились враги, я не повел даже бровью. Но в творчестве, да и во всем другом так: если у тебя что-то получается, ты просто раздражаешь тех, у кого этого нет. Это неплодотворное чувство. Меня, слава богу, оно обошло - чужие успехи меня только радуют. Даже в том случае, если человек меня обошел, - такое тоже было. Не завидуй - радуйся! Твое время придет. А не придет, значит, так надо.

- Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

- Я не отматываю назад, ничего не моделирую. Я вообще мог не родиться - отца могли тысячу раз убить на войне. Я никогда не думал, что могу стать драматургом. Но в детстве всегда любил что-нибудь придумать, сочинить какую-то небылицу на ходу.

- Чего вам лично больше всего недостает сегодня в жизни?

- Уверенности в себе. Я понимаю умом, что можно быть уверенным в себе, ведь я кое-что уже сделал в жизни. Но понимать это одно, а чувствовать - другое.

- Как вы относитесь к наблюдению Чехова, что на свете нет ничего страшнее, чем провинциальная знаменитость?

- Провинциальная знаменитость быстро осваивает свое пространство - деревню, paйoн. И на этом останавливается. Непровинциальная же знаменитость это пространство постоянно расширяет. И дело даже не в том, что ей хочется быть известной не только в своей деревне - она просто работает и добивается этого. И в том и в другом случае самое страшное, когда человек, почувствовав себя знаменитостью, начинает все вокруг себя сжигать - на это больно смотреть. Антон Павлович, наверное, как врач относился к этому, как к болезни, причем неизлечимой.

- Вы хорошо знаете свою родословную?

- Определенно знаю, что по мужской линии моя фамилия не Дударев, а Циркун. Гдe-то в середине XIX века, когда была перепись населения по хозяйствам, один из моих предков, который был в примаках, назвал фамилию жены - Дударев. Так и повелось. А вообще, я считаю, что родословную, конечно, надо знать, но заслуги предков не имеют никакого отношения к тебе.

- Самый счастливый день в вашей жизни?

- Определить конкретный день очень трудно, как и сказать, что такое счастье. Наверное, когда я поступил в театрально-художественный институт. Звезды расположились тогда удачно - я сдал все на "пятерки" и неожиданно для себя вмиг стал студентом.

- Есть ли у вас любимое занятие помимо основного рода деятельности?

- Это подготовка оснастки для путешествий. Вот скоро надо ехать в инспекцию но маломерным судам - проходить техосмотр. Что-то придумываю, шью паруса. Может, со стороны это кажется ребячеством, но мне это нравится.

- Верите ли вы в изречение: "Все, что ни делается, все к лучшему"?

- Обычно это говорят, когда происходит что-то нe очень хорошее. Данное изречение в этом случае звучит как утешение. Но мы никогда не знаем, плохо или хорошо то, что произошло. В моей пьесе "Палачанка" есть такое рассуждение. Человек говорит: "Привалило счастье: сын ногу сломал". У него спрашивают: "Так какое это счастье?" Он отвечает: "А сына из-за перелома не взяли в гребцы. Те, кого взяли, поплыли и утонули".

- Когда у вас плохое настроение, вы что делаете?

- Жду, когда это пройдет, - бороться с этим я не умею. На этот счет есть такая притча. Умирая, старик оставил своему сыну два конверта: синий - на случай, когда сыну будет плохо, и красный - когда будет все хорошо. Когда у сына все было хорошо, он вскрыл красный конверт и увидел там написанные отцовской рукой слова: "Пройдет, сынок". Через много лет, когда у сына наступило тяжелое время, он вспомнил об отцовском завещании - на него лишь была надежда. Вскрыв конверт, он прочел все ту же надпись: "Пройдет, сынок".

- Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

- Мне кажется, что жизнь у них будет более устроенная, чем у нас. Естественно, всеобщая гармония не наступит. Земля - это не то место. Но то, что лучшее будущее связано с верой, - это бесспорно. Появится вера - все станет лучше.

- Что из своего творчества вы готовы цитировать каждый день?

- Из "Белых Рос". Написано более 20 лет назад. Цитирую: "Нет, - сказал князь. - Меня эти люди не предадут... Потому как в этом селе живут белые росы".

- А почему белые? Что, у нас тогда рыжих или лысых не было?

- Белые - это значит чистые... Верные... Свои...

Образ жизни Театр