26.02.2004 02:10
Происшествия

На Кубани пахнет гарью

Заложниками аварии на буровой стали люди и природа
Текст:  Татьяна Павловская (Краснодарский край)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3414)
Читать на сайте RG.RU

Славянский район Кубани буквально "утыкан" нефтяными и газовыми вышками. Некоторые из них в нарушение всех норм экологической безопасности стоят прямо в Азовском море, а вокруг хутора Прорвинский таких вышек с десяток. И вот 17 февраля в 23 часа 15 минут одна из них "рванула". Причиной аварии стал мощный выброс газа с глубины 3090 метров. Пластовое давление оказалось настолько сильным, что не выдержал металл и произошла разгерметизация фонтанной арматуры.

Жители хутора, в 300 метрах от которого находится эта вышка, на рассвете проснулись от страшного гула. Когда вышли на улицу, то увидели серое облако над буровой. Ветер гнал это облако прямо к хутору.

В семь утра в Прорвинский прибыли спасатели и начали спешно эвакуировать хуторян. Однако многие из них к этому времени успели надышаться газом и были доставлены в эвакопункт, организованный на базе средней школы в станице Черноерковская, с признаками острого отравления...

Четверо суток газовики пытались усмирить "голубой поток", но тщетно. Содержание метана в атмосфере увеличилось почти в пять раз, углеводорода - в 60 раз... Эти цифры привел вице-губернатор края Александр Сидоренко на состоявшемся в станице Черноерковская экстренном заседании краевого Совбеза. На нем шла речь о том, что давление в скважине в несколько сотен атмосфер постоянно угрожает взрывом. Попытки "накрыть" газ бетонной подушкой результата не принесли. И тогда было принято решение снести вышку и зажечь на ее месте факел.

В воскресенье газодобывающая скважина на побережье Азовского моря вспыхнула "синим пламенем". Прибывшие из северных регионов специалисты по тушению газовых фонтанов обещают в течение двух недель потушить факел и заменить оборудование на скважине. Жители хутора Прорвинский от этого, прямо скажем, не в восторге. В понедельник им разрешили вернуться в свои дома, сообщив, что пробы воздуха, воды и почвы уже в норме.

Хутор встретил людей огромным шлейфом черного дыма, который шел от горящего факела на буровой и накрывал окрестности. Газовое облако, оседая, оставляло желтый осадок на деревьях, домах и водоемах. Гул продолжался, от него даже земля дрожала под ногами. Обо всем этом рассказала корреспонденту "РГ" учительница местной школы.

- Большинство хуторян в первые же сутки после возвращения домой почувствовали ухудшение здоровья, - говорит Людмила. - Гипертонические кризы, головокружение, носовые кровотечения и головная боль стали нормой. На хуторе единственный телефон - в школе, но он под охраной и звонить не разрешают. Мне удалось вырваться к родственникам в город, и отсюда я смогла дозвониться в редакцию. Впечатление такое, что нас сделали заложниками газовиков-монополистов, которые стремятся скрыть правду об аварии на буровой. Поразительно, что в такой обстановке возобновились занятия в школе, хотя детей на хуторе, я уверена, вообще быть не должно.

Хуторская учительница от имени своих земляков отправила письмо губернатору края Александру Ткачеву. В нем - призыв о помощи. Люди пишут, что своим здоровьем оплачивают благополучие всесильного монополиста, а печки в домах топят дровами. За последние четыре года, когда началось активное освоение газовых и нефтяных месторождений вокруг хутора, резко возросло количество онкологических заболеваний, у многих проблемы со щитовидкой. Хуторяне требуют проведения независимой экологической и медицинской экспертизы и возмещения нанесенного им ущерба в результате аварии на буровой.

Аварии и катастрофы Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ