Эта книга удивительная. Не потому, что она переведена на все "главные" языки мира, выдержала десятки изданий и стала мировым бестселлером. А потому, что, читая ее, завидуешь испанцам белой завистью: дал же им Бог правителя, не восхищаться которым невозможно! Вот лишь небольшой отрывок.
"...Когда Франко отправлялся из своей резиденции Пардо в Мадрид даже не по государственным делам, он выезжал всегда в караване машин и в сопровождении мотоциклистов, мчавшихся на очень большой скорости. На улицах, по которым должен был следовать кортеж, на несколько часов перекрывалось движение, из-за чего в Мадриде возникали чудовищные пробки. Однажды (я был еще принцем Испании), будучи за рулем своей машины, я попал в такую пробку, когда генерал со своей свитой должен был куда-то проехать. Увидев лица окружавших меня автомобилистов, я легко догадался, о чем они думают, и сказал себе: когда я стану королем Испании, это все изменится. Теперь, когда я еду как глава государства, я сижу в официальной машине "Роллс-Ройс", которая движется в сопровождении охраны. Если же я хочу куда-то поехать по личным делам, я сажусь за руль своей машины и еду как все (хотя, конечно, не совсем "как все", потому что меня всегда охраняют). Во всяком случае я останавливаюсь перед всеми светофорами, и никто не оказывается заблокированным из-за того, что король едет к своему портному. То есть я хочу сказать, что как глава государства я требую уважения к моей должности, когда же я выступаю как обычный гражданин, я проявляю уважение ко всем моим согражданам...
- Однажды в Лондоне, - говорю я дону Хуану Карлосу, - я ехал в такси, мы остановились перед светофором. Вдруг шофер говорит мне: "Посмотрите направо, сэр". В голосе его звучало уважительное удовлетворение, что меня заинтриговало. Я посмотрел направо и увидел старый черный "Роллс-Ройс", в глубине машины сидела английская королева-мать. Она спокойно беседовала со своей подругой, пока все мы ждали зеленого сигнала светофора.
Дон Хуан Карлос делает паузу и продолжает тем же тоном:
- На самом деле то, о чем мы говорим, важнее, чем кажется. Если король систематически осложняет жизнь своему народу, он становится антипатичным. Когда мои соотечественники видят меня, зажатого в пробке, как и они, возможно, кто-то из них и скажет: "Смотри-ка, а он не пытается облегчить себе жизнь, используя свои привилегии".