Наши трое соотечественников были взяты под стражу с применением оружия в ночь с 18 на 19 февраля в Дубае, а затем переданы катарским властям. Тогда местные СМИ сообщили лишь о задержании "людей с европейской внешностью". О том, что это россияне, стало известно только двое суток назад. В течение недели россиянам отказывали во встрече с представителями посольства.
МИД РФ немедленно потребовал от властей Катара освободить незаконно удерживаемых российских граждан, один из которых имел дипломатический паспорт, и предоставить им возможность беспрепятственно вернуться на родину. Об этом говорится в официальном заявлении и.о. главы российского внешнеполитического ведомства Игоря Иванова, сделанном послу государства Катар аль-Кубейси.
За сутки послу Катара пришлось дважды посетить здание на Смоленской площади. Игорь Иванов заявил аль-Кубейси, что "указанные российские граждане, один из которых имеет дипломатический паспорт, являются сотрудниками российских спецслужб.
В рамках своего статуса прикомандированных к посольству они пребывали в Катаре на законных основаниях и выполняли без каких-либо нарушений местного законодательства задачи информационно-аналитического характера, связанные с противодействием международному терроризму".
И.о. министра также уличил Катар в нарушении норм международного права и расценил действия властей этой страны, как провокацию. О чем именно Иванов говорил с посланником Катара вчерашним утром, неизвестно. Выйдя из здания МИД, аль-Кубейси, не отвечая на вопросы многочисленных журналистов, сел в машину и уехал.
Тем временем спецпредставитель МИД РФ срочно вылетел в Доху для переговоров с местными властями. Вчерашнее освобождение одного из наших соотечественников, владельца диппаспорта, судя по всему, является его заслугой. По заявлению сотрудника российского посольства в Катаре, продолжаются переговоры о судьбе двух других россиян.
Стоит отметить, что Россия многократно, в том числе на самом высоком уровне, обращалась к Катару с настоятельными требованиями выдать Яндарбиева, который подозревался в пречастности к смерти сотен граждан России. В том числе к гибели людей в московском театральном центре на Дубровке в результате теракта, которым он руководил непосредственно из Катара. Яндарбиев был внесен в санкционный список ООН как один из наиболее опасных международных террористов. Однако катарское руководство не только не выполняло свои международные обязательства по борьбе с терроризмом, но и фактически взяло Яндарбиева под опеку.
Служба внешней разведки (СВР) РФ отказалась комментировать задержание российских граждан в Катаре. Как заявил "РГ" руководитель пресс-бюро СВР Борис Лабусов, "нам нечего добавить к исчерпывающему заявлению главы МИД России".
Комментируя арест россиян, бывший директор ФСБ, депутат Госдумы Николай Ковалев напомнил, что в советское время существовала "практика приведения в исполнение судебных приговоров на территории других стран". "Но теперь мы живем в принципиально другой стране и возврата к подобной практике нет и не может быть", - сказал он, добавив, что уверен в непричастности сотрудников наших спецслужб к убийству Яндарбиева. А первый заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков так прокомментировал нынешний внешнеполитический скандал: "Исходя из логики детективов, даже если допустить на минуту, что кто-то из россиян мог бы быть причастен к убийству Яндарбиева, то понятно, что это были бы не сотрудники нашей дипломатической миссии".