Виктора Христенко ждали в Алма-Ате в четверг в качестве вице-премьера, курирующего вопросы энергетики и создания Единого экономического пространства.
Он прилетел в Казахстан на день позже и уже в качестве и.о. премьер-министра России - планы "спутала" отставка кабинета. Однако Христенко держался в Алма-Ате вполне по-рабочему, а повышенное внимание к себе в столице Казахстана объяснял интересом не лично к нему, а к стране, которую он представляет.
Все же, пока шли переговоры глав правительств стран, входящих в Евразийское экономическое сообщество в узком составе, в кулуарах полушепотом обсуждали кандидатуру будущего премьера, на которую падет выбор Президента. Как всегда, вариантов возникало множество, и разделить их можно было на две группы: осмысленные и бессмысленные. В качестве осмысленных назывались кандидатуры депутата Александра Жукова, и.о. министра финансов Алексея Кудрина, врио премьера Виктора Христенко, руководителя администрации Президента Дмитрия Медведева и его 1-го зама Дмитрия Козака. В ряду бессмысленных фигурировали имена политических новичков или маргиналов.
В кулуарах сама интеграция, ради которой, собственно, участники саммита и собрались в Алма-Ате, казалась лишь неким фоном для этих дискуссий. Однако в соседнем зале главы правительств Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии, Таджикистана и врио российского премьера Виктор Христенко обсуждали проблемы экономического взаимодействия и его углубления, расширение взаимной торговли, создание общей платежной системы, разработку единой промышленной политики и стратегии инвестиционного сотрудничества.
Впрочем, совместная пресс-конференция тоже подтвердила, что главный для всех вопрос - это отставка российского Правительства и загадочная кандидатура нового премьера. Христенко, которого начали терзать журналисты, в обычной своей сдержанной манере невозмутимо объяснял: "Владимир Путин поручил кабинету министров исполнять обязанности до формирования нового правительства". При этом он заверил, что все обязательства России, в том числе и по ЕврАзЭС, будут полностью исполнены. Тем более что, как говорили "РГ" источники в российской делегации, "до 14 марта надо поставить точку, чтобы не омрачать выборы".
Что же касается реформ, начатых кабинетом Михаила Касьянова, то, сказал Христенко, они не только сохранят темп (по его словам, довольно активный), но и имеют все шансы на ускорение.
После заседания ЕврАзЭС Виктор Христенко встретился со своими белорусским и казахским коллегами. С премьер-министром Белоруссии Христенко уже не раз встречался и проводил многочисленные переговоры - благо поводов для них было достаточно. Однако, считают источники "РГ", чтобы проводить с Белоруссией эффективные переговоры, сейчас надо обязательно привлечь третью страну. Поэтому вчера Виктор Христенко и Сергей Сидорский лишь провели встречу, на которой, естественно, не обошлось без обсуждения газовой и нефтяной проблем. В целом, по словам Христенко, нашим странам все же удалось после многочисленных дискуссий сойтись во мнении, что структура собственности "Белтрансгаза" должна строиться на паритетных началах. "Участие может быть только 50 на 50. И это понимание взаимно", - оптимистично заметил вчера врио премьера. Не совсем ясно, как может быть достигнут подобный итог, если еще накануне предполагаемой сделки белорусы продали один процент акций этой компании из 50, которые должны были отойти России, трудовому коллективу. Тем не менее Христенко считает, что это вопрос "технический", и единственное, что остается сейчас, - это процедура оценки активов компании с привлечением аудитора. По его словам, ее можно будет провести в течение двух месяцев. Другой камень преткновения - газовый вопрос - выглядит еще менее успешно. "Это тема хозяйствующих субъектов - "Белтрансгаза", "Газпрома", "ИТЕРы" и "Транснефти", которые должны закрыть потребности Белоруссии", - заметил Христенко. Пока же эти договоренности достигнуты лишь на очень короткий срок.