Количество гражданских, служащих в Советской Армии было весьма ограниченным. Такая практика перешла и в Российскую армию. Однако накопленный за десятилетия опыт показал, что многие служебные обязанности в войсках могут успешно выполнять люди сугубо гражданские. Особенно актуальной замена воинских должностей на гражданские стала в последнее время, когда наметился как дефицит офицерских кадров, так и избыток штатских лиц в воинских гарнизонах - тех же уволенных в запас военнослужащих, еще полных сил и энергии.
Действительно, разве не сможет быть грамотным начальником клуба или начальником ансамбля человек с художественным образованием, но без офицерских погон? Также и гражданский фармацевт вполне сумеет обеспечить функционирование аптеки в военном госпитале. Вообще в военных медицинских учреждениях отныне многие должности могут заполняться опытным гражданским персоналом, что только повысит качество медицинского обслуживания военнослужащих.
Можно перечислить целый ряд воинских должностей, которые даже по своему названию воспринимаются как чисто цивильные, хотя в армии считались всегда офицерскими: начальник киностудии, начальник котельной, начальник конторы, начальник мастерской, начальник хлебозавода, начальник музея, начальник типографии, журналист, корреспондент, литературный редактор...
В приказе министра обороны РФ перечислено 178 должностей, которые разрешено замещать гражданским персоналом. Думается, что многие армейские и флотские кадровики вздохнут с облегчением. Впрочем, есть и другая сторона медали. Военные не обсуждают приказы старших начальников, тем более министра, однако многие из опрошенных нами командиров воинских частей высказали озабоченность, которая формулируется коротко: а если завтра в поход?
Главный редактор любой армейской газеты и весь ее состав должен быть готов в любое время оказаться на "передовой" и начать работать в полевых условиях. Но одно дело офицер и другое - женщина-корреспондент, у которой дома маленькие дети. Военный журналист подчиняется приказу, а гражданский - трудовому законодательству. Что в ситуации выезда по тревоге будет играть главенствующую роль? В аналогичном положении могут оказаться и военно-гражданские медики, и начальники мастерских, и геодезисты, которые тоже присутствуют в перечне министра.
Остается надеяться на то, что порядок работы гражданских лиц, занявших офицерские места, будет, очевидно, урегулирован дополнительными правовыми актами. Конфликтных ситуаций, скорее всего, не возникнет еще и потому, что на вакантные должности в армии придут не случайные люди с улицы, а те, кто был и раньше связан с Вооруженными Силами либо прекрасно понимает специфику службы, пусть и не в армейском мундире.