Речь идет о членах олимпийской сборной Катара по борьбе, следовавших из Белоруссии транзитом через Москву в Сербию. Там 28 февраля в городе Нови-Сад открылся отборочный турнир по греко-римской борьбе к Олимпийским играм 2004 года. Задержанным олимпийцам предъявлено обвинение в связях с незаконными вооруженными формированиями на территории России. Непосредственным поводом к этому были неправильно оформленные проездные документы и незадекларированная крупная сумма наличных денег. Посольство Катара в Москве было проинформировано об инциденте в соответствии с международным правом.
Как удалось выяснить "РГ", в списках участников предолимпийского турнира команда борцов Катара отсутствует.
Официальный представитель ФСБ РФ заявил вчера: "Сообщение о задержании в Москве представителей Катара пока оставлено без комментариев". От каких-либо комментариев воздержались и на Смоленской площади. С российским МИДом оказались солидарны и катарские коллеги. Официальный представитель МИД Катара, директор департамента информации Халид Фахад аль-Хадер заявил вчера: "Мы не будем никак комментировать эту ситуацию".
Естественно, что такой же ответ был получен и из посольства Катара в Москве. Позже там вообще перестали отвечать на звонки.
В МВД Катара также отказались от комментариев, правда, вежливо предлагали позвонить по другим телефонам, которые, однако, весь день молчали.
Какую-то ясность во всю эту историю попытался внести директор московского бюро катарского телеканала "Аль-Джазира" Акрам Хазам. "Видимо, развитие ситуации произойдет в понедельник, - заявил он "РГ". - Скорее всего вашего посла вызовут в МИД Катара, а наш посол в очередной раз будет общаться с представителями МИД России. И я не исключаю, что арестованных катарцев попытаются обменять на ваших сограждан, которые находятся в тюрьме в Катаре".
Ближе к вечеру со Смоленской площади сообщили, что официальный ответ на запрос катарского внешнеполитического ведомства по поводу задержания их спортсменов будет дан сегодня.
Вчера же в катарскую столицу Доху из Москвы прибыла группа российских адвокатов для оказания юридической и правовой защиты арестованных по подозрению в убийстве Зелимхана Яндарбиева россиян. Замглавы МИДа РФ Александр Салтанов в этой связи заявил, что российские адвокаты будут работать в Дохе "в интересах обеспечения прав задержанных соотечественников". По его словам, российская сторона "серьезно готовится к их защите". "Главная задача, которая стоит перед внешнеполитическим ведомством, - подчеркнул Салтанов, - скорейшее освобождение задержанных".
Надо сказать, что катарские газеты, которые, как правило, довольно точно отражают мнение местных властей, крайне негативно расценивают арест двух своих подданных в России. Российское Правительство уже обвинили в использовании методов русской мафии для давления на правительство Катара. Газета "Аш-Шарк" пишет, что "русские, кажется, не удовлетворены скандальным покушением на Яндарбиева и добавили к этому похищение арабских граждан с целью обменять их на россиян". Местные СМИ прогнозируют, что после этого ареста напряжение между Россией и Катаром возрастет.
Напомним, что сотрудникам спецслужб России - это официально признал МИД России, - обвиняемым в убийстве Яндарбиева, в Катаре может угрожать смертная казнь, если их вина будет доказана.
Помощник Президента РФ, бывший депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов заявил, что определенные круги в Катаре пытаются переложить ответственность за убийство одного из лидеров чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева на сотрудников российских спецслужб. "В любом государстве, когда на его территории происходит теракт и если там есть чужие спецслужбы, находятся люди, довольно влиятельные, которые бы хотели этот теракт переложить на представителей другого государства, тем более если жертвы имеют к нему какое-то отношение своим этническим происхождением. И я сразу сказал, что если там есть представители наших спецслужб, то обязательно попытаются обвинить их в совершении преступления", - заявил А. Аслаханов. Помощник Президента РФ считает, что Россия не заинтересована в осложнении отношений ни с одним государством. "У нас политика здорового компромисса. Но если пытаются навязывать свою волю, то у нас жесткая реакция. И я не сомневаюсь, что это будет жесткий ответ", - сказал он.