01.03.2004 04:00
Власть

Швецова о Москве

Текст:  Галина Писарчик
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3417)
Читать на сайте RG.RU

Разноликие соседи

- Людмила Ивановна! Даже на фоне последних трагедий многих москвичей потрясло убийство таджикской девочки в Санкт-Петербурге. Невольно думаешь: а ведь это могло случиться и в Москве. Как такое предотвратить?

- Об этом недавно зашел у меня разговор с азербайджанскими журналистами. Они припомнили случаи издевательств над их земляками в Москве, побоища на рынках. А я предложила оставить на время в стороне высокие слова как о братской дружбе навек, так и о вражде на национальной почве, а просто представить себе обычную московскую коммуналку. Ту самую, в которой живут из поколения в поколение семьи, часто даже не мечтая получить отдельную квартиру. И вдруг эти люди видят, что в их доме поселился жилец не славянской внешности. Скупил этаж, снес старые стены, сделал евроремонт, поставил у подъезда охрану... Легко ли им с распростертыми объятиями принять нового соседа? А потом москвичи приходят на рынок. В кошельке у многих копейки звенят, а цены на фрукты и овощи, которыми торгуют выходцы с Кавказа, - в половину их зарплаты. Я думаю, что внутренний протест, который испытывают москвичи, больше продиктован социальным неравенством, чем национальностью.

Посмотрите на миграционный взрыв, который переживает Москва, и с другой стороны. Почти каждый пятый пациент городских больниц - приезжий. 10 тысяч детей из этих семей надо учить. Чтобы рассадить всех по партам, требуется 12 - 15 школ-новостроек из тех 20, которые сдаются в городе ежегодно. Москва - достаточно открытый город, она принимает всех, кто приехал сюда с добром и миром. Но в свою очередь горожане вправе требовать от "новых москвичей", чтобы они соблюдали наши законы и правила. И пусть они не обижаются, что у них порой проверяют документы, а кого-то и выдворяют из города. Потому что, извините, в Москве взрывают дома и метро. У нас горят общежития, где набивается по 10 - 15 иностранцев в одну комнату вместе с плитками и чайниками, складами неизвестно чего... Кстати, за прошлый год из города на родину депортировано 35 тысяч человек, что больше, чем из всех регионов России.

Льготы в полмиллиарда

- По оценкам специалистов, уровень доходов у богатых и бедных в Москве отличается в 50 раз! Что делает город, чтобы сгладить этот разрыв?

- Из бюджета города почти каждый второй рубль идет на социальные нужды москвичей. Благодаря этому ежегодно на 5-6 процентов становится меньше горожан, живущих за чертой бедности. Если бы не московские надбавки, из двух с лишним миллионов пенсионеров только 104 тысячи получали бы пенсию не ниже прожиточного минимума. А наши доплаты помогают не скатиться за опасную грань 1 миллиону 800 тысячам человек. Причем тем, кто получает минимальную пенсию, доплачиваем больше, так как на 600 рублей в нашем городе выжить невозможно.

- А как обстоят дела с зарплатой у москвичей?

- В прошлом году всем бюджетникам зарплату повысили в среднем на 30 процентов, а библиотекарям даже на 87 процентов. Особое внимание семьям, где мама или папа воспитывают ребенка в одиночку, а также многодетным, студенческим. Московские дотации на детей из этих семей сейчас увеличены со 150 до 500 и более рублей в месяц. Городскому бюджету эти льготы и надбавки к зарплатам стоили полмиллиарда рублей.

- А в этом году пенсии и зарплаты бюджетников повысятся?

- Дважды на треть вырастет зарплата у всех бюджетников, средства на это предусмотрены. Что касается пенсий... Пока необходимо найти источники, которые компенсируют потерю 22 миллиардов рублей, нанесенную отменой налога с продаж. Но пусть пенсионеры не волнуются. Мэр поставил задачу найти возможность для повышения надбавок к пенсиям, и она будет найдена.

- Виктор Николаевич Нестеров интересуется, какими льготами пользуются чиновники правительства Москвы.

- Бесплатным проездом на городском транспорте, оплатой 50 процентов жилья. Все.

- Ради чего московское правительство поддерживает правоохранительные органы, доплачивает зарплату и судьям? Не оттого ли возникают разговоры о так называемом Басманном правосудии, спрашивает Людмила Залавская.

- Московский городской суд находится в федеральном подчинении. Доплачивать федеральным служащим, даже тем, кому хотела бы городская власть, она не имеет права, так как не позволяет законодательство. Город смог лишь прибавить зарплату преподавателям - сотрудникам вузов по просьбе московского совета ректоров. Дело в том, что зарплата, например, доцента в федеральных вузах была ниже, чем у наших школьных учителей. Столичная надбавка им равна по размеру доплате за кандидатскую степень.

Тебя не бросят!

- В столице десятки тысяч беспризорников и попрошаек. Причем если четыре года назад доля москвичей среди них составляла 7 процентов, то теперь их стало втрое больше. А ведь правительство Москвы обещало заняться решением этой проблемы.

- В городе построены хорошие приюты. Увеличена зарплата тем, кто там работает, чтобы привлечь лучших педагогов. Отведены три детские городские больницы, где этих ребят лечат. Но бегут они не только из трудных, но и вполне нормальных семей. Бегут от одиночества, от равнодушия в поисках романтики и попадают в милицейские сводки. Сейчас запускаем общегородскую программу, которая называется "Солнечный круг". Хотим объединить родителей, обеспокоенных судьбой своего ребенка, наших общих детей. Но этого мало. Допустим, беспризорника доставили в приют. Дальше что? Отправлять его домой - в Рязань или Калугу? Большая-то часть беспризорников не москвичи, едут в столицу. Но они ведь бегут снова и возвращаются к нам. Я думаю, что необходимо создать такие институты в обществе, которые смогут принять этих детей хотя бы на время. Это может быть, например, армия. По договоренности с руководством Московского военного округа три его элитных подразделения уже готовы принять "сынов полка". Создадим специальное подразделение при школе поваров для армии, куда тоже направим ребят, заодно и профессию там получат. Много и других задумок.

- Хочу поблагодарить Людмилу Ивановну за возможность обучения детей-инвалидов в интернет-школе. Это очень нужное и важное дело. (Елена Лебедева).

- И очень большая проблема. Интернет-обучение началось с оборудования в 750 московских квартирах специальных рабочих мест для детей-инвалидов стоимостью почти тысячу долларов каждое. Я была в гостях у одного мальчика. Ему опасно выходить на улицу: если кто-нибудь ненароком толкнет - сразу перелом, такие ломкие кости. В обычной школе он никогда не сможет учиться.

- Как вы относитесь к единому госэкзамену? Может ли быть дан задний ход эксперименту? - интересуется Светлана Щекина.

- Уже дан. Москва отменила, посчитав ошибочным, решение, по которому предполагалось, что все выпускники пяти административных округов станут участниками эксперимента. Но если среди московских выпускников найдутся добровольцы, то федеральные органы на базе высших учебных заведений создадут нужное количество специальных центров - сейчас говорят о тридцати - и проведут в апреле пробные экзамены, а позднее экспериментальные по схеме ЕГЭ. Но я считаю, что лучше сделать акцент на олимпиадах и творческих конкурсах школьников, по итогам которых отбирать ребят в вузы. Более 800 московских школ имеют прямые договоры с институтами, это огромный, еще не реализованный потенциал.

Рецепт от пациента

- Целый блок вопросов поступил от читателей на медицинские темы. Тамара Абрамовна Бурштейн, Юрий Эдумович Шарикян возмущаются тем, что бесплатные лекарства льготникам выписывают только до 10 числа каждого месяца.

- После очередной порции вопросов на эту тему на телевидении я объявила номер личного пейджера и попросила сообщать о подобных случаях. Поступили (и до сих пор поступают) сотни звонков. С каждым разбираемся. Известны факты своего рода сговора врачей с поставщиками медикаментов, нарушений со стороны лечащих врачей, которые обязаны выписывать лекарства в течение всего месяца. Денег на это город выделяет столько, сколько нужно. Когда же отказывают выписать препараты, не входящие в льготный список, этот вопрос должна решать специальная комиссия в поликлинике. Кстати, инвалиды ВОВ должны получать бесплатно лекарства без исключения, независимо от того, есть они в списке или нет. Но нужен ли тот или иной препарат, решать все-таки врачу, а не соседке или рекламе.

- Когда-то московские власти приняли решение о строительстве протонного центра для лечения онкологических больных. И где же он?

- Протонно-лучевая терапия - эффективная, современная высокая и весьма дорогая медицинская технология. Она развита вопреки всем трудностям, пролечено восемь процентов всех больных в мировом масштабе. Построить протонный центр планируется на территории Боткинской больницы по соседству с онкологическим институтом Герцена и институтом радиологии. Решение о строительстве принято, деньги уже найдены. Идет работа над пилотным проектом.

- Читатели интересуются "делом трансплантологов". Закончился очередной срок продления следствия. И ничего, полная тишина. Как вы к этому относитесь?

- У меня нет полномочий влиять на следственные органы. Я выразила свое беспокойство новому прокурору Москвы Анатолию Зуеву по поводу того, что дело затянулось, не доводится до конца. А не снятые подозрения или не выявленные преступления, если таковые были, давят на психологию главных врачей-реаниматологов, они боятся связываться с донорством. По информации департамента здравоохранения, в прошлом году по сравнению с позапрошлым количество пересадок донорских органов уменьшилось в два раза. А все потому, что 11 апреля прошлого года шумной акцией людей в масках, ворвавшихся в реанимацию 20-й городской больницы, началась еще более шумная кампания в СМИ по делу "врачей-убийц". В августе вышел приказ Минздрава, предписывавший отправлять больных за рубеж за бюджетные деньги, если в стране нет возможности им помочь. Пересадка органа там стоит минимум 120 тысяч долларов. Могу предположить, что существует некий социальный заказ на сокращение таких высокотехнологичных операций здесь, дома. Как-то все совпало: выход приказа, необоснованно затянутые следственные дознания, детективные истории, утечка следственных материалов в руки некоторых журналистов. И в это время у сотен людей с "листами ожидания" тает последняя надежда... Недавно получила коллективное письмо от тех, кто ждет пересадки печени: сделайте что угодно, чтобы нам помогли выжить. Департамент здравоохранения ужесточил контроль за всем циклом такого донорства. Дело теперь за врачами, надо уходить от эмоций и профессионально делать свое дело.

Из театра в музей

- В Минкультуре готовится программа по передаче зданий в собственность театрам, что означает ликвидацию государственной поддержки. Будут выдаваться гранты на те или иные спектакли. Таким образом, приходит конец системе репертуарных театров. Велика ли вероятность, что в Москве будет введена такая система? (Арсений Демин).

- Репертуарным театрам Москвы ничего не грозит. Может быть, их станет меньше. Но фундаментальные театры при этом не должны пострадать, и столица делает все, чтобы их сохранить. В прошлом году в Москве состоялось 140 театральных премьер, 14 спектаклей были реставрированы и получили новую жизнь.

- А вот так называемой "открытой" площадки для свободного эксперимента молодых режиссеров, актеров в Москве по-прежнему нет. (Актриса Буйнова).

- В городе целых три таких сценических площадки, и я думаю, что со временем их будет еще больше.

- Известно, что музей современного искусства Церетели частный. Тем не менее за аренду земли он платит по муниципальным, льготным расценкам. Будут ли такие льготы предоставляться и другим частным музеям? - интересует читательницу Нешумную.

- Музей современного искусства имеет двух учредителей: правительство Москвы и Зураба Церетели. Этим и объясняется его поддержка городом. Я считаю, что это замечательно, когда наряду с государственными музеями появляются и частные. Надо смотреть по каждому конкретно - чем и как помочь, что получить в ответ.

- А где вы любите бывать в городе?

- Очень люблю Замоскворечье, воздух которого мне близок и дорог, просто обожаю бродить по его старинным улочкам. Люблю парк Сокольники, где сохранились хорошие московские традиции, например, танцующие под ретро-музыку пожилые пары... Правда, когда гуляю там, не могу абстрагироваться, все время ловлю себя на мысли: надо бы хорошенько лес почистить, цветы подсадить, кое-что отремонтировать, выдворить не имеющие отношения к парковой культуре коммерческие лавочки.

Вообще мне кажется, что москвичи - народ особый. Их нельзя сломить, согнуть или озлобить. Трагедии и испытания их объединяют, делают более осторожными, строгими, но не ввергают в панику. Москва чутка к тому, чем живет Россия. Москва нужна России. Это еще Гоголь подметил, сравнивая с Петербургом, которому, говорил он, "нужна Россия". "Москва - средоточие происходящего в любом городе и деревне России, как любой город и деревня России есть Москвы стозвонное эхо". А это слова уже нашей современницы, писательницы Ларисы Васильевой, понявшей и описавшей душу нашей столицы как никто другой.

Регионы ЦФО Москва