Как и ожидалось, 26 февраля Правительство не стало рассматривать пакет законопроектов, посвященных налоговой реформе. Единственный налоговый вопрос, который был вынесен на заседание кабинета министров, - налогообложение малого бизнеса, которому в очередной раз обещано упрощение налогообложения и устранение административных барьеров. Между тем, напомним, повестка должна была быть гораздо шире. Предполагалось, что будут приняты решения по ключевым вопросам налоговой политики, таким, как введение НДС-счетов, снижение единого социального налога и увеличение налога на добычу полезных ископаемых (об этом уже писала "Российская бизнес-газета").
На то чтобы внести законопроекты по налоговой реформе, у Правительства осталось не так уж много времени: месяц, максимум два. Поправки в Налоговый кодекс должны быть одобрены в первом чтении еще в течение весенней сессии Госдумы, чтобы Минфин получил возможность рассчитывать параметры бюджета на следующий год, уже исходя из новых налоговых законов. Ведь с изменением налогового законодательства изменятся доходы бюджета, и, соответственно, придется корректировать расходы.
В ближайшие один-два года налоговая реформа будет завершена. Об этом сообщил первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступая на коллегии Министерства по налогам и сборам, посвященной итогам прошлого фискального года. Уже в этом году будут приняты главы Налогового кодекса, посвященные земельному налогу, налогу на имущество, водному налогу, а также государственной пошлине. В середине марта в Правительство будет представлен окончательный вариант снижения единого социального налога. Пока же по ЕСН принято принципиальное решение снизить ставку на 5-6 процентов.
Сергей Шаталов утверждает, что эта модификация не будет связана с увеличением налога на физических лиц. Эта мера, скорее всего, одобрена не будет, сообщил заместитель министра финансов. Однако обсуждается вариант, который предусматривает, что два процента от снижения единого социального налога будут переложены с юридических на физических лиц. По его словам, сумма в размере двух процентов, которая будет вычтена из доходов, "пойдет на уменьшение подоходного налога, то есть уменьшение будет не по базе, а по сумме". "Фактически это означает, что подоходный налог составил 11 процентов, а два процента - взносы в Пенсионный фонд, в сумме получаются те же 13 процентов", -подчеркнул Шаталов. Отметим, что Герман Греф на прошлой неделе говорил о том, что на физических лиц переложат 4 процента ЕСН. "Одно из предложений, которое сейчас рассматривается, - введение страхового пенсионного платежа в накопительную пенсионную систему. Одновременно предлагается механизм компенсации: два процента за счет подоходного налога плюс двухпроцентное увеличение заработной платы", - сказал и. о. министра экономического развития и торговли Герман Греф.
Пока решение на высшем уровне откладывается, продолжается активное обсуждение проектов и планов снижения налогов. Впрочем, речь идет не только о сокращении ставок. В результате снижения единого социального налога (который платят предприятия) могут пострадать граждане, поскольку, несмотря на опровержения, возможное увеличение подоходного налога полностью исключить не представляется возможным. Тем более что это решение полностью укладывается в стратегию налоговой реформы, которая подразумевает перекладывание налоговой нагрузки с юридических лиц на физические. Подобное распределение налогового бремени должно способствовать повышению темпов экономического роста и увеличению ВВП.
Эксперты говорят о том, что постановка вопроса о повышении подоходного налога с физических лиц правомерна. В нашей стране налоговая система была сформирована в период инфляции, когда нужно было, несмотря на темпы роста цен, получать доходы в бюджет. Поэтому у нас много косвенных налогов, которые влияют на стоимость продукции. В развитых странах налоговые системы работают иначе. В них высока доля прямых налогов, к которым относится налог на доходы физических лиц. Не стоит забывать о том, что этот налог играет важную роль в бюджетах субъектов Российской Федерации. Поэтому в условия реформы межбюджетных отношений, когда многие расходы перекладываются на казну регионов, формирование устойчивой доходной базы нужно развивать через налоги. Однако реформировать налоговую систему надо, учитывая общую экономическую ситуацию. Сначала нужно ставить вопрос об укрепления налогооблагаемой базы, то есть росте доходов населения, а потом о повышении налоговых ставок. Если рассматривать сегодняшний уровень доходов, то повышение подоходного налога с нынешних 13 до 15-17 процентов эксперты считают неправильным. Доля заработной платы в ВВП в России сегодня одна из самых низких в мире, около 24 процентов, в то время как в США она составляет 70-75 процентов.
Будет повышен подоходный налог или нет, неизвестно. Пока Правительство рассмотрело только пакет законопроектов, связанных с налогообложением малого бизнеса. На заседании 26 февраля и.о. премьер-министра Виктор Христенко напомнил, что главы Налогового кодекса, связанные с упрощением этой системы, вступили в силу с 1 января 2003 года. За год их действия был получен эффект, но мы получили и обратный эффект, связанный с негативными моментами, заявил и. о. премьера.
В связи с этим Минфином разработан проект закона, вносящий изменения и дополнения в налоговое законодательство, касающееся упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Как сообщил Департамент правительственной информации, для повышения эффективности применения упрощенной системы налогообложения Министерство финансов предлагает уточнить ряд положений Налогового кодекса. Во-первых, предоставить возможность ежегодного изменения нормы доходов налогоплательщика, позволяющей применять упрощенку. Такая мера выглядит целесообразной в условиях роста внутреннего валового продукта и потребительских цен. Сейчас, напомним, порог упрощенки установлен законодательно и составляет 15 миллионов рублей ежегодно. Во-вторых, предлагается уточнить положение 26-й главы Налогового кодекса, касающееся условий применения упрощенной системы налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков. Также в поправках речь идет о предоставлении права на изменение избранного объекта налогообложения организациям, перешедшим на упрощенку с 1 января 2003 года.
Что касается единого налога для отдельных видов деятельности, то предлагается внести следующие изменения. Главой 26.3 установлено, что система налогообложения в виде налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении в частности такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров. Но сейчас такие услуги часто предоставляют предприятия, не имеющие зала обслуживания посетителей. В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в Налоговый кодекс, определив физический показатель и базовую доходность для таких организаций.