Дмитрий ЧЕРНИК,
РУКОВОДИТЕЛЬ ПАЛАТЫ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ:
- Ни 35 процентов, ни 30 процентов (ставки ЕСН. - Прим. ред.) не будут серьезным стимулом для того, чтобы в стране была чистая, белая зарплата. Обратимся к зарубежному опыту. В США ставка налога, аналогичная нашему социальному налогу, определяется каждый раз при формировании бюджета на каждый финансовый год, но она колеблется в пределах 15-16 процентов.
Во Франции этот налог прогрессивный, то есть если у предприятия больше оплата труда, то больше и этот налог. Предельная ставка налога 13,6 процента. Крупные отчисления порядка 30-40 процентов опять-таки действуют только в странах Северной Европы с социально-ориентированной экономикой. В Швеции отчисления с зарплаты наемного работника составляют 38 процентов. Поэтому у нас политика постепенного снижения единого социального налога и достижения экономического эффекта за счет постепенного выхода зарплаты из тени - это та политика, которой сейчас надо придерживаться. Хотя я настороженно подхожу к снижению налогов, если говорить о социальном налоге, то я сторонник радикального подхода. Можно было постепенное снижение сделать не в 2005 году, а в 2002-м.
Теперь регрессия. С одной стороны, дело хорошее, задача стимулировать большие зарплаты. С другой стороны, у нас очень мало действительно больших заработков. На мой взгляд, было бы разумно не запутывать систему за счет регрессии, а иметь единую линейную ставку. При таком подходе можно было бы больше снизить ставку. И еще один фактор нужно учитывать.
Чем налог сложнее, тем больше потери бюджета, тем его сложнее проконтролировать. Тем легче укрыть какие-то суммы. Поэтому, имея единую ставку социального налога, мы бы достигали двух эффектов: снижения ставки и простоты исчисления и контроля.
Валентина АКИМОВА,
РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ
И ИМУЩЕСТВА ФИЗЛИЦ МНС РФ:
- Министерство РФ по налогам и сборам не рассматривало вопрос о возможном изменении ставки налога на доходы физических лиц в связи с предлагаемым снижением ставки единого социального налога (ЕСН).
При этом к изменениям ставок налога надо относиться осторожно, так как "более 50 процентов от своих доходов никто и никогда не будет платить".
Глава департамента МНС также сказала, что надо в первую очередь решить вопрос с оценкой недвижимости. Сейчас этот вопрос находится на контроле у Правительства, сказала В. Акимова, отметив, что из 50 миллионов собственников только 50 процентов платят налог на имущество, остальные пользуются льготами. В. Акимова при этом сообщила, что в России около 50 процентов населения имеют доходы не больше прожиточного уровня.
Владимир ПАНСКОВ,
АУДИТОР СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ :
"Когда мы отдадим налог на региональный уровень, регионы сами смогут разобраться и где-то снизить ставку, а где-то - ввести прогрессивную шкалу", - сказал В. Пансков на заседании комиссии по налоговой политике Совета Федерации.
"Прогрессивная шкала для людей, которые получают сверхвысокие доходы, необходима и никаких сомнений не вызывает", - подчеркнул он.
В настоящее время налог на доходы физических лиц является федеральным, однако его поступления зачисляются в консолидированные бюджеты регионов, формируя основную долю бюджетов субъектов РФ.
Вместе с тем замминистра финансов РФ Михаил Моторин, выступая на заседании той же комиссии, выступил категорически против передачи регулирования этого налога на региональный уровень. По его словам, в этом случае необходимо будет установление предельной ставки подоходного налога с возможностью ее варьирования отдельными регионами.
"Мы считаем, что ставка в размере 13 процентов - одна из самых низких в мире, и есть большие сомнения, что необходимо снижать этот налог в отдельных территориях", - подчеркнул он.
Вместе с тем М. Моторин допустил, что можно рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления подоходного налога по месту жительства физического лица, а не по месту его работы.
По материалам Прайм-ТАСС, Интерфакс-АФИ
и корреспондентов "Российской бизнес-газеты"