- Необходимо наметить мероприятия, пусть не такие масштабные, как были, - сказал Владимир Путин, - где я сам могу убедиться, что недостатки устранены.
Нетрудно предположить, что на "пересдачу" будет направлен военно-морской флот, ведь остальные силы страны, образно выражаясь, свои зачеты сдали. Напомним, что активная фаза стратегической командно-штабной тренировки "Безопасность-2004" предусматривала участие всех компонентов стратегической ядерной триады, а также Космических и Сухопутных войск. С космодрома Плесецк на орбиту был запущен военный спутник. Ракетные войска стратегического назначения запустили межконтинентальные баллистические ракеты на Камчатский полигон. Дальняя авиация также не промахнулась на учебных стрельбах крылатыми ракетами.
Осечка вышла только у военных моряков, которые дважды не смогли запустить межбаллистические ракеты из подводного положения. По официальным данным, первый раз спутник заблокировал сигнал на запуск. А на следующий день ракета, стартовавшая с подводной лодки, самоликвидировалась на девяносто восьмой секунде полета.
Но в целом российские Вооруженные Силы показали, что есть еще порох в пороховницах. Причем порох не только стратегического назначения. По итогам учений Сергей Иванов особо выделил Сухопутные войска. Они оперативно развернули три соединения. А несколько воинских эшелонов были переброшены из Сибирского и Приволжско-Уральского военных округов на запад (в Подмосковье и на Северный Кавказ), где прошли учения с боевой стрельбой.
Поэтому неудивительно, что учения вызвали большой интерес у иностранных разведок. В эти дни были особенно активны "Аваксы", летавшие и над Баренцевым морем, и над Прибалтикой. Правда, командование НАТО пыталось объяснить частые полеты "Аваксов" тем, что якобы на них учатся летать литовские пилоты. Однако главкома ВВС генерала армии Владимира Михайлова эти доводы не убедили.
- Каждый понимает, что в учебных целях эти самолеты над чужими территориями не летают, - заявил генерал Михайлов. - Чтобы на нас не обиделись, я отдал распоряжение выполнить полеты наших самолетов-разведчиков
А-50 и Су-24МР над своей территорией. Их возможности позволяют увидеть все, что нам нужно на территории стран НАТО. Кроме того, А-50 пролетел над нейтральными водами Балтики и совершил посадку в Калининградской области на аэродроме "Храброво". В указанное время он вернулся домой на базу в Иваново. Это не демонстрация, я просто не люблю быть должником. Кроме того, и экипажи надо тренировать.
Как сообщил Сергей Иванов, в рамках учений российские ВВС сделали 55 боевых вылетов, шесть вылетов дальней авиации и два пуска ракет. Отрадно, что и в прошлом году российские военные пилоты поднимались в небо чаще, чем раньше. При этом все равно меньше, чем хотелось бы. По данным главкома ВВС, средний годовой налет на одного летчика (экипаж) составил около 40 часов. Большим прорывом генерал Михайлов назвал возобновление полетов российской стратегической авиации над акваториями Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. На очереди - Атлантика.
Возможно, что летать нашим бомбардировщикам придется, что называется, крыло в крыло с американцами. В этом году в Северной Атлантике запланированы российско-американские учения ВВС и ВМС. Примечательно, что с инициативой проведения подобного учения выступила американская сторона. Однако не учениями едиными, судя по всему, будут жить войска в наступающем году. Они еще будут осваивать и новую технику. Как сообщил Сергей Иванов, Министерство обороны готовится к проведению тендеров по государственному оборонному заказу, общая стоимость которого будет составлять сто сорок миллиардов рублей. На что именно пойдет часть из этих средств, объяснил накануне главком ВВС Владимир Михайлов.
- Основными ракетными системами ПВО ВВС России будут комплексы С-400 и модернизированные С-300 с различным комплектом ракет для поражения целей на малых и дальних расстояниях до 400 км, а также способных уничтожать как низколетящие, так и баллистические ракеты, - сказал генерал Михайлов. - Также командование ВВС определилось с модернизацией самолетов Су-24, Су-25 и Су-27. Эта модернизация выполнена, и сейчас эти самолеты поставлены в учебные центры. Мы уменьшили количество направлений в модернизации, в результате чего существенно расширили возможности парка армейской авиации. Кроме того, сейчас завершаются полномасштабные испытания новых вертолетов Ми-28Н и Ка-52. Основным боевым вертолетом будет Ми-28Н, а Ка-52 будет использоваться для проведения специальных операций.