Какаой депутат лучше летает - партийный или беспартийный? В поиски ответа на этот вопрос депутатов вчера увлек вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. И народные избранники так охотно откликнулись на предложенную им дискуссию, что едва не заблудились в лабиринтах российской истории. Вспоминали и национальную политику, и родовые корни, и депутатскую этику, и большевиков, и развал Советского Союза.
Однако вопрос из вчерашней повестки дня, ставший поводом для такой широкоформатной и очень эмоциональной дискуссии, если и был связан с историей, то только с думской. Владимир Жириновский вынес на суд коллег поправки в Закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", где предложил карать депутатов, пришедших в Думу по партийным спискам, но изменивших родной партии с другой, изгнанием. Пока не за пределы государства, а только из стен Думы. Законопроект вообще-то лежалый - трехлетней давности. Однако актуальность его, по мнению Жириновского, не потерялась. Напротив - возросла. Помянув недобрым и нетихим словом собственных перебежчиков и других депутатов прошлого созыва, которые много гуляли по Думе ("Где они теперь? - На улице!"), Жириновский обрушился на "Единую Россию" и прочих конкурентов ЛДПР. Он назвал "политическим мошенничеством" предвыборную практику, когда партии вносят в свои списки "спортсменов, артистов, губернаторов", а те, добыв партии победу, от депутатских мандатов отказываются. Но еще большим преступлением и обманом народа Жириновский считает переход из фракции во фракцию. Непозволительно, по его мнению, и одномандатникам прибиваться к какой-нибудь думской стае. "Депутата нельзя уволить. Депутат - самая свободная птица в большой российской семье", - констатировал лидер ЛДПР. И предложил свой способ борьбы с птичьим неравенством: "Смену политических знамен надо прекратить!"
Владимир Жириновский пытался найти сочувствие у других фракций, ставших в прошлой или нынешней Думе "нацменьшинствами" по вине летунов. Однако сочувствия не получил. "Потеря кадров может угрожать самой ЛДПР. Серьезной партии с четкой структурой и понятной программой уход депутатов не грозит", сказал вице-спикер нижней палаты Георгий Боос, признав при этом Жириновского единственным в своем роде нацменьшинством: "Мама - русская, папа - юрист". (Юрист - это национальность?)
В семейную жизнь Жириновского вторгся и депутат Виктор Тюлькин, то ли с радостью, то ли с сожалением отметив, что Владимир Жириновский - это не Сергей Бабурин. Будь он Бабуриным, имел бы четыре сына, взял бы их всех во фракцию и не мучился бы проблемой перебежчиков. А так только один.
Серьезно к инициативе лидера ЛДПР отнесся, пожалуй, лишь полномочный представитель Президента в Думе Александр Котенков, признав тему безусловно важной: "Уже давно идут споры о том, каким должен быть мандат - свободным или императивным". Но, по словам Котенкова, дискуссия будет оставаться теоретической как минимум еще четыре года, потому что статус уже избранных депутатов менять нельзя. Но у парламентариев есть возможность внести поправки в законодательство до конца действия нынешнего созыва, - поощрил Котенков думцев на творчество. Законопроект, представленный Владимиром Жириновским, был отклонен (240 депутатов, за - 82, воздержалось - трое).
Подобная участь ожидала и еще десятка полтора проектов, рассмотренных вчера Думой. Парламентское большинство расчищало "законодательное пространство" под возмущенные реплики недовольных депутатов-одиночек: "Зачем губить полезные инициативы?! Когда же мы начнем принимать законы!? Для чего мы сюда пришли!?" Вопросы совсем уж риторическими не назовешь. Потому что в Думе пока много непонятного.
У "Единой России", правда, пока другие заботы - она продолжает обсуждать состав будущего Правительства. Вчера стали известны имена депутатов, которых парламентское большинство может предложить в новый кабинет министров - это Любовь Слиска, Виктор Плескачевский, Георгий Боос, Владимир Пехтин. Кстати, вице-спикеру нижней палаты Владимиру Пехтину вчера в очередной раз пришлось опровергать слухи, что он заменит Анатолия Чубайса на посту председателя правления РАО "ЕЭС России". Журналисты назначают его главой энергетической компании с 1997 года, посетовал Пехтин. "Это уже стало забавной традицией". Но лидеров "Единой России" спрашивали вчера и о другой традиции - беспартийном Правительстве. Сохранят ли свои партийные билеты "единороссы"-министры или им придется покинуть ряды партии? Вступит ли в "Единую Россию" будущий премьер Михаил Фрадков? Председатель Государственной Думы Борис Грызлов считает преждевременным обсуждение вопроса о возможности вступления в партию членов правительства, хотя в законодательстве нет прямого запрета на вступление в политические партии. "Руководителям исполнительных структур власти вступать в партию действующий закон просто не рекомендует", - заметил Грызлов. Однако он сообщил, что "Единая Россия" будет ставить вопрос о внесении изменений в действующее законодательство с тем, чтобы члены Правительства смогли получить партийные билеты.