Реконструкция пятиэтажных кварталов - это дорогое удовольствие. Специалисты утверждают, что стоимость работ по модернизации: "омохначивание" стен, подвалов, возведение балконов и лоджий - на 20-30 процентов дешевле, чем построить новый квадратный метр. Значит, реально суммарные затраты по всем пятиэтажкам в стране составят огромную сумму - порядка 2,5 триллиона рублей. А годовой бюджет Федеральной подпрограммы переселения из ветхого и аварийного жилья на 2004 год - на порядок меньше, всего 1,3 млрд. рублей. Получается, что за бюджетные деньги сможем перестроить не раньше, чем через 30 лет, когда уже само все рухнет... Тем более что деньги государство дает только для самых экстренных случаев, когда переселять людей нужно срочно. Тогда за чьи же деньги "лечить" пятиэтажки?
По закону, жильцы сами расплачиваются за реставрацию, если дом не муниципальный, то есть принадлежит жилищному кооперативу или другому собственнику. Если же человек живет в муниципальной квартире, реставрацию должно оплачивать государство. При этом половина средств по сложившейся практике межбюджетного финансирования изыскивается в муниципальном бюджете, другая - в региональном и федеральном. А если дом муниципальный, но квартира приватизированная, то есть речь идет о смешанной собственности? По идее, жилец-собственник должен выложить некоторую сумму, вот только сколько? Прецедентов пока не было.
Между тем выкроить требуемые на реставрацию деньги сегодня не могут даже богатые Москва и Питер. Привлечь к этому делу частных инвесторов тоже проблематично. Да, такой опыт есть. Московские богатые фирмы-инвесторы взялись за собственные деньги переселить жильцов малых городов в благоустроенные квартиры. Правда, речь идет о "счастливчиках", которые живут в аварийных домах в центре городов "Золотого кольца". Взамен местная власть передает бизнесменам в долгосрочную аренду или в собственность "освобожденные" землю и здания, которые, разумеется, превратятся в элитное жилье и дорогие гостиницы. Одним словом, речь идет о коммерчески выгодной сделке.
Понимают это и в Госстрое. Именно потому в недрах ведомства разработана концепция вхождения частных инвесторов в жилищный и коммунальный сектор, которая в целом одобрена Правительственной комиссией по жилищной политике. Предполагается изменить ряд норм существующих и разработать новые законы, главные из которых - Жилищный и Земельный кодексы. В ведомстве надеются, что законы будут приняты к концу нынешнего года, а уже со следующего местные администрации станут массово избавляться от муниципального жилищного фонда. В качестве "инвестора", по расчетам Госстроя, в конце концов будут вынуждены выступить и сами жильцы - ведь им будет дешевле "скинуться" на реконструкцию, чем оплачивать по полной программе коммунальные услуги, непомерно дорогие из-за промерзающих стен и текущих труб. Только сделать это можно будет, когда в каждом доме и квартире появятся счетчики тепла и воды, что тоже не за горами.
Правда, не все так просто. Состоятельные жильцы пятиэтажек и без всяких реконструкций уже давным-давно переехали в современное жилье. На насиженном месте остаются наименее благополучные. Уговорить их заплатить за улучшение условий жизни вряд ли получится: они бы рады, да просто нет денег. Правда, Николай Кошман считает, что убеждать и не придется: тех, у кого нет средств на реконструкцию, переселят в социальное жилье. Но для этого нужны законы, которые оговаривают такое переселение, и переселенческий жилой фонд.