"Жить по-своему" ** ("Культура", 11.05). Этот фильм Константина
Худякова ("Успех") снят в 1976 году, когда "производственная тема", еще
вчера доминировавшая на наших экранах, стала уступать место нормальным
человеческим проблемам, считавшимся "мелкотемьем". Картина по-своему
полемична: ударник труда, орденоносец, краса и честь ремонтного завода
однажды обратил внимание на семью и понял, что на личном фронте все идет
под откос: сын бросил школу, дочка полюбила женатого, а вторая дочь
замкнулась в себе. Надо выправлять ситуацию. Сегодня смотреть фильм очень
занятно: словно из жизни очень правильных марсиан, а это мы, вчерашние.
Играют Анатолий Кузнецов, Лев Дуров и Лариса Лужина, к юбилею которой и
приурочен показ этого фильма.
"Зимний вечер в Гаграх" *** (М1, 19.15). Одна из самых грустных, смешных и обаятельных картин Карена Шахназарова тех времен, когда он еще не отошел от жанра музыкального кино (1985) и умел его делать. Это история в прошлом знаменитого, как братья Гусаковы, чечеточника, или, по-заграничному, степиста Беглова. Он теперь живет тихо и скромно, всеми забытый, а кругом бушует море того зарождающегося российского шоу-бизнеса, от которого зрителей ХХI века будет тошнить. Шустрого делягу-режиссера смешно играет Сергей Никоненко, вариант Аллы Пугачевой хорошо получился у Натальи Гундаревой. В роли степиста Беглова - Евгений Евстигнеев, поднимающий картину до уровня трагикомедии. К нему обращается молодой провинциал (Александр Панкратов-Черный) с просьбой научить забытому искусству степа - и к старому артисту приходит второе дыхание. Смотреть надо из-за изумительных актеров, отличной музыки Анатолия Кролла и блестящих танцевальных номеров, сделанных явно под влиянием мюзикла Боба Фосса "Весь этот джаз".
"Паук" *** ("Россия", 0.30). Психодрама Дэвида Кроненберга. К своему 60-летию автор "Мухи" сплел паутину воспоминаний, граничащих с шизофренией. Герой Рэйфа Файнса, блуждая по серому миру лондонского предместья, натыкается на самого себя в детстве. Действие так непринужденно перетекает из мира воображаемого (комплексы, фобии) в реальность, что "Паук" заставляет вспомнить фильм "Игры разума", где тоже дан срез больного сознания так, что не сразу найдешь границу между фантазмом и жизнью. Клег - человек странный во всех отношениях, чудик с раздвоившимся сознанием. В этой двойственности возникают его отец и его мать, которую отец то ли убил, то ли подменил похожей проституткой. Миранде Ричардсон здесь выпало сыграть три роли.
"Вещественное доказательство" ** (RenTV, 1.40). Картина, целиком состоящая из хорошо знакомых и потому предсказуемых сюжетных поворотов. Берт Рейнольдс играет полицейского Джо Пэриса, который однажды просыпается с кровью на рубашке и не может вспомнить, кого он ненароком убил. Его, однако, обвиняют, и нам надо теряться в догадках, виновен коп или не виновен. И, конечно, появляется адвокатесса, молодая и привлекательная, и сразу ясно, что эти двое, связанные одной цепью, обязательно полюбят друг друга. В роли адвокатессы Тереза Рассел, и сразу видно, что актер Берт Рейнольдс - мужчина не в ее вкусе. Во всяком случае, никакие флюиды между экранными влюбленными не проскакивают. Детектив с легкой примесью романтической комедии. 1988.
Звездочки означают: **** - шедевр, *** - не пропустите,
** - если нечего делать, * - лучше погулять.