Два хорватских генерала-пенсионера Иван Чермак и Младен Маркач добровольно отправились в Гаагу. Они сделали это после того, как правительству Хорватии были предоставлены обвинения против них по семи пунктам в связи с их участием в операции "Гроза" в 1995 году против сербов. Тогда, как утверждается, были совершены многочисленные преступления против мирных граждан, главным образом сербской национальности. Большинство из пострадавших вынуждены были бежать из Хорватии.
Тем самым хорватские генералы пополняют копилку обвиняемых, отправленных в Гаагский трибунал, общее число которых с момента начала его работы составило более сотни. Напомним наиболее звучные фамилии "клиентов" трибунала. Это бывший президент СРЮ Слободан Милошевич, экс-президент Республики Сербской (в составе Боснии и Герцеговины) Биляна Плавшич, осужденная на 11 лет тюрьмы, бывший спикер парламента РС Момчило Краишник, лидер радикалов из Сербии Воислав Шешель. Большая часть обвиняемых - из числа сербов. Есть также несколько хорватов, обвиненных в этнических чистках в Боснии и на территории проживания сербов в Хорватии. Совсем немного Боснийских мусульман и албанцев, совершавших преступления против сербов в той же Боснии и Косово.
Скрываясь от трибунала, на воле находятся три весьма важные персоны. Прежде всего это Радован Караджич, лидер боснийских сербов периода конфликта 1992-1995 годов, Ратко Младич, командующий армией Республики Сербской, а также хорватский генерал Анте Готовина, обвиняемый в преступлениях против сербов. Нынешний главный обвинитель трибунала швейцарка Карла дель Понте неоднократно признавала, что лишь смерть спасла от обвинения хорватского президента Франьо Туджмана, который вместе с Милошевичем участвовал в планировании военных операций хорватской и сербской армий в Боснии с целью ее раздела на "хорватскую" и "сербскую" части за счет подавления боснийских мусульман.
Но и мусульмане в том конфликте не были "агнцами", хотя, безусловно, именно они больше всего пострадали в межнациональном конфликте. Достаточно лишь упомянуть, что после смерти осенью прошлого года их лидера Алии Изетбеговича дель Понте признала, что против него велось следствие на предмет предъявления обвинения.
Родоначальником гаагского трибунала вполне можно считать тогдашнюю представительницу США в СБ ООН Мадлен Олбрайт - позднее госсекретарь США, - которая смогла "протолкнуть" идею на самом высоком международном уровне. Представитель России также голосовал за создание трибунала.
Российская сторона, по некоторым данным из дипломатических источников, высказывалась за всеобщую амнистию для участников конфликта в бывшей СФРЮ. Однако эта идея не находит поддержки на Западе. Сейчас поставлена задача завершить работу МТБЮ через три-четыре года, после окончания процессов над главными обвиняемыми. Правда, руководство МТБЮ делает одну оговорку: его работа продлится до поимки Караджича и Младича и суда над ними.