Реализация данной программы должна решить две очень важные задачи: обеспечить адаптацию таможенной системы России к требованиям и условиям нового таможенного законодательства, вывести Таможенную службу России по уровню и качеству работы в пятерку наиболее развитых таможенных служб мира.
Концепция предусматривает изменение системы организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Смысл этих изменений состоит в том, чтобы:
- минимизировать таможенные формальности в пограничных таможенных постах и сконцентрировать основное таможенное оформление во внутренних таможенных органах;
- в больших объемах использовать предварительную информацию, получаемую из различных источников, до прибытия товаров;
- активизировать работу по внедрению системы анализа и управления рисками, более активно применять систему оперативного контроля, минимизировать применение фактического контроля товаров;
- перенести таможенный контроль с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осуществлять таможенный контроль путем проведения таможенных ревизий.
Все эти меры должны упростить и ускорить таможенные процедуры в пунктах пропуска на границе, где таможенные органы будут выполнять только те действия, которые позволяют идентифицировать транспортное средство, водителя, получателей товаров для их поиска и обнаружения в случае недоставления товаров в таможенный орган назначения.
Вступивший в силу с 1 января новый Налоговый кодекс - это закон максимально прямого действия. К 2008 году ГТК планирует прийти к такой ситуации, когда будет действовать не более ста нормативных ведомственных актов вместо тех 3 тысяч, по которым таможенники работали до принятия нового кодекса.
Реализация новой программы позволит сократить время таможенного оформления до одного дня, время оформления в пунктах пропуска - до 10 минут, сократить объем досматриваемых товаров - до 8-10 процентов; увеличить сбор таможенных платежей - до 1,5 триллиона рублей в год; уменьшить количество ведомственных документов до 100, создать базы информационных данных с министерствами и ведомствами; максимально унифицировать таможенное законодательство стран - участниц СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства России и Беларуси.
Леонид Лозбенко рассказал также журналистам о том, что в России к концу года будет сформирована единая база угнанных автомобилей. По его словам, единую компьютерную базу данных похищенных автомобилей таможенники формируют совместно с МВД РФ.