10.03.2004 03:15
Власть

Реформы на второй срок

Будущего народного избранника ожидают минимум девять реформ
Текст:  Павел Дульман
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3424)
Читать на сайте RG.RU

Первый срок Президента - это три победы. По итогам первых четырех лет Путина Марков занес ему в актив восстановление государства, которое выразилось в ослаблении влияния олигархов на внутреннюю политику. Во-вторых, Путин осуществил федеральную реформу, то есть, по версии Маркова, положил конец всевластию губернаторов и лишил их неприкосновенности, выведя из Совета Федерации. Третья заслуга Путина - победа над бандитским произволом в Чечне. И теперь, после решения этих задач, по мнению Маркова, Путин может заниматься "экономической политикой", потому что до него это словосочетание не имело смысла. Успешному решению экономических задач поможет и наступившая относительная политическая стабильность.

- Отсутствие политических новостей - это то, о чем мечтает народ. И в этом плане Путин - Президент большинства, - сказал Марков.

Второй срок Путина Марков гипотетически разделил на два этапа. Сначала Путин должен будет осуществить необходимые реформы, а потом можно будет подумать и о большем: появятся предпосылки для осуществления "большого рывка". Но для этого понадобятся "чудовищные политические усилия". Марковский список реформ, обязательных для исполнения, не нов: реформа ЖКХ и значительная доработка пенсионной реформы, либерализация сферы медицины и образования. Большие трудности, по мнению Маркова, ожидают Президента в ходе реформы банков, обновления инфраструктуры, оставшейся от Советского Союза, а также реформы монополий.

Как отметил Марков, здесь у Президента и Правительства пока нет четкой идеологии. Ведь в случае проведения банковской реформы в России исчезнут три четверти мелких банков, по большей части подконтрольных губернаторам и местным элитам. А рынок частных вкладов займут иностранные банки. При этом до сих пор в России нет банковских структур, способных конкурировать с зарубежными коллегами. Аналогичная проблема возникает и в процессе привлечения инвестиций к обновлению государственной инфраструктуры, ведь большая часть дорог, капитальных строений и предприятий уже отработали расчетный срок. Тем не менее механизма привлечения денег для реконструкции этих объектов пока нет.

Отдельно Марков остановился на административной реформе, подчеркнув, что отношение Президента к этому вопросу заметно изменилось. Если в начале первого срока Путин оценивал ее как одну из важнейших, то к 2004 году административная реформа стала самой важной. И здесь, с точки зрения Маркова, основная проблема в том, кто будет проводить эту реформу. Пока этим занимается сама бюрократия. Как заявил политолог, вполне возможно, скоро начнет формироваться политическая сила, стоящая над бюрократией. Однако партия "Единая Россия" пока не соответствует этим задачам: это не партия Путина, а партия "бюрократов за Путина" - так охарактеризовал ее Марков. Как ни странно, но административная реформа может вызвать в обществе гораздо больший резонанс, чем кажется. Ведь сокращение управленческого аппарата и уменьшение числа государственных функций будет сопровождаться повышением зарплат чиновникам. Это может быть очень болезненно воспринято самим народом. Здесь Марков предложил возродить моральные принципы для бюрократии, которые должны сильно отличаться просто от чувства гордости, которые испытывает чиновник, облеченный властью.

Еще одна проблема, которая уже возникла, - это проблема демократии. Хотя, по мнению Маркова, Путин - убежденный сторонник демократии, но Президента подводит подход к этой проблеме: восстановление власти бюрократии с ее идеей гиперлояльности опережает рост формирования демократического гражданского общества. Пока что, считает Марков, у Путина нет идеологии построения этого общества.

Внутренняя политика