11.03.2004 00:34
Культура

Фотограф Михаил Маруга о своих планах

У фотографов - своя академия
Текст:  Полина Поварич (Минск-Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (157)
Читать на сайте RG.RU

Сегодня Михаил - член Международной ассоциации дизайнеров, Союза дизайнеров Беларуси, лауреат Первого Международного белорусско-российского фестиваля моды и фото, директор студии рекламной фотографии Marxstudio - рассказывает о своих контактах и совместных планах белорусских и российских фотографов.

- Как сложилась судьба белорусских и российских фотографов на постсоветском пространстве?

- В советские времена выходил журнал "Советское фото". Ни один его номер не обходился без работ белорусских авторов. Потом журнала не стало, связь с Россией нарушилась, каждый старался развиваться "самостийно". А теперь пошел обратный процесс, к чему и я немало усилий приложил. Когда идея витает в воздухе, то рано или поздно кто-то попытается провести ее в жизнь. Меня, допустим, радует, что можно общаться с коллегами, заявить о себе на более серьезном уровне, показываться и выставляться в серьезных залах. В России я начал активно работать с 2003 года. Был на всех семинарах в Московской академии фотографии, ездил на курсы повышения, мастер-классы. Проводили их профессионалы международного уровня - россияне, голландцы, немцы, американцы.

- Можно ли говорить о белорусской и российской школе фото? Есть ли у них отличия?

- Отличия всегда были. Раньше, в советское время, очень выделялась прибалтийская школа, там были и есть очень сильные фотографы. Сейчас у них свои проблемы и задачи. Мы же ближе к российским фотографам. Но что бы ни говорили о сходстве и различии разных школ, российская, белорусская или американская фотография может отличаться только почерком мастера, который сразу заметен. Как и в любом другом виде искусства - музыке, живописи: ты, как художник, или соответствуешь высоким требованиям, или нет. Для того чтобы проверить качество твоей фотографии, надо открыть любимый журнал и положить ее туда. Если фото там смотрится, то вы попали в цель. Если же не вписывается - значит, это плохая работа.

В Беларуси много хороших мастеров. Только в Союзе их объединилось более двухсот. Председателем на съезде избрали Вадима Качана. В России, конечно, сделано больше. Сегодня, чтобы напечатать классный снимок, все равно нужно ехать в Москву. Но даже издающиеся там глянцевые журналы мирового уровня, чтобы получить качество, печатаются за рубежом: в Финляндии, Германии. Так что судите сами.

- Академия, гильдия - звучит очень привлекательно. Рекламное фото - это серьезное дело или больше развлечение?

- Вот тем и отличается от нас Россия, что там уже поняли, что рекламный бизнес - такой же серьезный, как и любой другой. То же и с фотографией, направлений рекламной фотографии множество. У нас в республике существует расхожее мнение, что рекламное фото - это не фото. Многие, наоборот, считают: рекламная фотография очень приближена к искусству. Почему? Чтобы сделать снимок, ты вынашиваешь свою идею, чтобы потом реализовать ее совместно с дизайнером, стилистом. Все это долго и тщательно готовится, так же, как художник, фотограф подбирает полотно, долго ищет свои краски. Снимок складывается в голове, а потом уже он начинает его создавать.

Гильдия рекламных фотографов России объединяет людей по всей стране. Они проводят ежегодный отчетный фестиваль, в нем участвует все больше и больше зарубежных мастеров. На фестивале "Мастер-2003", который проводился летом в Центральном доме художника, присутствовали работы не только российских, но и английских, немецких, голландских фотографов. Впервые был приглашен белорусский фотограф. Мне предложили выставить семь работ, довести до нужной кондиции фотографии, оформить их.

- Вы давно работаете с известными людьми, со "звездами". С кем запомнилось больше?

- Мне повезло, что я подружился с "Песнярами", когда еще ими руководил Владимир Мулявин. С ними мы ездили по многим российским и белорусским городам, работали на концертной площадке Кремлевского Дворца съездов. "Песняров" очень любили, всегда прекрасно встречали, и мне это помогало в работе, позволяло делать хорошие снимки. У меня остались карточки-пропуска со "Славянского базара", где написано: "Михаил Маруга, артист, "Песняры". Это останется навсегда, как память, история. В моем архиве есть снимки Василия Ланового, Олега Табакова, Иосифа Кобзона, Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Владимира Преснякова, групп ДДТ, "Машина Времени". Их фотографии висят у меня в студии. Многих можно вспомнить.

- Какие планы у фотомастеров наших двух стран?

- Планы большие, а главное - реальные. В марте начинается подготовка к фестивалям "Мельница Моды-2004" и "Русский силуэт". Это совместный российско-белорусский проект. Со стороны Беларуси его проводит Александр Варламов, а со стороны Москвы - Татьяна Михалкова. Так что сотрудничество идет полным ходом. Будем готовить большой каталог. В прошлом году в таких фестивалях участвовали 140 белорусских дизайнеров, они привозили свои модели, две недели шла безостановочная работа. Думаю, в нынешнем году будет то же самое.

Фотография