И зарплата чиновников не должна зависеть от того, к какому уровню отнесено данное ведомство. Самое же важное - развести функции, которые могут порождать конфликт интересов. То есть идея сводится к тому, что один орган не должен устанавливать для себя правила игры, сам их контролировать, да еще оказывать по этим правилам какие-то платные или бесплатные услуги. Это, кроме всего прочего, помогает немного подрубить и корни коррупции.
Многие считают, что с введением новой структуры чиновников станет не меньше, а то и больше. С таким утверждением можно поспорить. Все будет зависеть от того, удастся ли совместить функции тех или иных органов. В любом случае сами министерства должны быть достаточно небольшими. Потому что в Указе сказано, что министерство - орган, вырабатывающий нормативно-правовые акты в своей сфере. А для этого много чиновников не нужно, министерства должны стать, я бы сказал, интеллектуально-политическими штабами.
Многое зависит и от принципов финансирования. Оно должно идти на конкретные дела и направления, которыми управляет данное ведомство, а не на сами эти органы власти.
Впервые трехзвенная структура появилась в концепции 1997-1998 годов, а в более развернутом и усовершенствованном виде - в документах, которые я с коллегами готовил, работая в Центре Грефа в 2000 году. Там было сказано, что в зависимости от того, какие задачи выполняет агентство или федеральная служба, они должны подчиняться либо Президенту, либо Председателю Правительства, либо какому-то министерству, либо просто закону. В нынешнем Указе Президента, на мой взгляд, присутствует уж слишком тесная увязка федеральных агентств и служб с соответствующими министерствами. Может получиться так, что эти службы и агентства лишатся необходимой самостоятельности при осуществлении своих компетенций. Но, конечно, пока, на переходном этапе, надо будет посмотреть, как работает такая система. Кстати, вообще было бы хорошо, если бы Президент или премьер создали группу для мониторинга этой новой системы.
Нравится мне в Указе то, что речь не идет о простом переименовании некоторых министерств в службы или агентства. Там четко говорится, что такое функция выработки решений, что такое правоприменительная функция и что такое оказание услуг, и соответственно органы власти разделяются на три вида.
Правильно и то, что сокращено число вице-премьеров - до одного. Что же касается таких суперминистерств, как Минэкономразвития, Минфин, Министерство промышленности и энергетики, то их руководители отнюдь не являются фактически вице-премьерами, как многие уже это оценили. Дело в том, что наше сознание инерционно, и когда мы видим министра с очень широким кругом полномочий, мы его выделяем и объявляем суперминистром. Нет. Он - обычный министр, просто круг задач, объем полномочий могут быть больше или меньше. Возьмем, к примеру, Минэкономразвития и новое Министерство культуры и массовых коммуникаций. Конечно, уровень разный, но по статусу оба министра абсолютно равны. Наличие множества вице-премьеров - это комиссарский принцип: над министром стоит еще некий деятель, который дает ему указания, и таким образом министр теряет свою самостоятельность и ответственность. Не должно быть кустовых начальников над министрами. А единственный вице-премьер (кстати, эта должность предусмотрена Конституцией) не должен, как раньше, курировать министерства. Тогда Правительство станет действительно ответственным. И еще одно условие: все технологически правильные прорывы в сфере административной реформы дадут ожидаемый эффект только при нормальной политической конкуренции. Пока вся политическая ответственность ложится у нас на Президента, то есть на конкретную личность, а не на какую-то политическую силу.
В любом случае новая система и структура органов исполнительной власти - один из первых (но далеко не последний) крупных и зримых шагов на пути административной реформы. Я могу только радоваться, что идеи, которые еще вчера многим казались неосуществимыми, приняты властью и уже реализуются. Это, конечно же, прорыв в сфере административной реформы. Но этим она не может ограничиться, потому что главная цель административной реформы - в изменении идеологии государственного аппарата. Он должен перейти от служения начальству в режим служения обществу. В частности, предстоит разобраться с огромным аппаратом Правительства. Но я надеюсь на прогрессивное мышление Дмитрия Козака.