11.03.2004 00:50
Власть

Экономический суд СНГ и ЕврАзЭС

СНГ и ЕврАзЭС снимают "межевые знаки" на правовом поле
Текст:  Владимир Бибиков (Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (157)
Читать на сайте RG.RU

На минувшей неделе в Минске прошел пленум Экономического суда СНГ. Суд действует более 10 лет, однако его роль в укреплении интеграционных процессов могла бы быть большей, считает председатель Исполкома СНГ Юрий ЯРОВ. Однако и соответствующих полномочий у суда недостаточно. С другой стороны, нельзя отрицать его позитивного влияния на решение ряда проблем, затрагивающих как экономические интересы государств, так и жизненные интересы граждан стран СНГ.

 

- Во многих межправительственных соглашениях много неясностей, - комментирует ситуацию корреспонденту "СОЮЗа" судья Экономического суда СНГ от Беларуси Валентина МИРОШНИК. - Правильное толкование того, что законодатель имел в виду, сегодня весьма актуально.

К примеру, суд не раз возвращался к вопросу о правах военнослужащих и военных пенсионеров, инвалидов Великой Отечественной войны. С распадом СССР у многих из них оказался прерван стаж службы, в разных странах СНГ по-разному трактовали предоставлявшиеся еще в советские времена льготы и привилегии. И хотя блок соответствующих соглашений на межгосударственном уровне был принят, на практике многие вопросы так и остались бы неразрешенными без консультаций Экономического суда. Сейчас, кстати, по инициативе МВД Беларуси он рассматривает вопрос о толковании соглашения по пенсионному обеспечению и государственному страхованию сотрудников органов внутренних дел.

Так что определенный авторитет у Экономического суда есть, что и легло в основу предложения расширить его юрисдикцию на другие межгосударственные образования в рамках СНГ. В частности, речь о Евразийском экономическом сообществе, объединяющем Беларусь, Россию, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. Соглашение о том, что Экономический суд СНГ будет выполнять также роль Суда ЕврАзЭС, и было подписано на прошлой неделе в Минске. Трудно не согласиться с председателем суда Анарой КЕРИМБАЕВОЙ в том, что такое решение поспособствует установлению единых правовых подходов в двух родственных международных сообществах. Да и накопленный уже опыт, наличие высококвалифицированных специалистов, экономию средств также не следует сбрасывать со счетов.

Тем не менее вряд ли можно говорить об автоматическом распространении нынешних методов и полномочий Экономического суда на новое межгосударственное образование. Дело в том, что ЕврАзЭС родилось отчасти из-за неудовлетворенности некоторых государств СНГ темпами интеграции. Лидеры "пятерки" договорились о более согласованной политике в этом отношении. Насколько важно в данном случае для стран Сообщества, чтобы решения, принимаемые судом, носили обязательный характер?

- Это актуально, - ответил корреспонденту "СОЮЗа" генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий РАПОТА. - Статус нашего суда как раз такую обязательность предполагает. Иначе мы функционировать не сможем. Я должен сказать, что организационная структура ЕврАзЭС достаточно жесткая, это как раз и должно отразиться на деятельности суда.

Нетрудно, однако, заметить, что это утверждение в отношении высшей судебной инстанции СНГ отчасти звучит как бы авансом. Его решения носят рекомендательный характер и не похоже, чтобы лидеры всех без исключения стран Содружества желали иного. Еще лишь предстоит добиться, чтобы суд был полномочен принимать на рассмотрение дела не только от государств, но и от граждан и юридических лиц, заявил в Минске Юрий Яров. От того, насколько будут воплощены в жизнь эти предложения, зависят и перспективы Экономического суда СНГ в роли Суда ЕврАзЭС. Дело в том, что пока принято решение о временном характере такого совмещения.

Тем не менее определенный прогресс налицо. На прошлой же неделе в Минске состоялось и первое заседание руководителей высших хозяйственных судов и арбитражей стран СНГ.

- Мы будем координировать многие направления деятельности, - отметил председатель Высшего Хозяйственного Суда Беларуси Виктор КАМЕНКОВ, - оперативно обмениваться результатами судебной практики в наших государствах, доводить ее до субъектов хозяйствования.

Эта работа, очевидно, станет серьезным подспорьем и для работы Экономического суда Содружества.

Госуправление Евразийский экономический союз (ЕАЭС) Суд ЕврАзЭС