12.03.2004 09:10
Культура

Клоны уже на сцене

Шоу-бизнес "заворачивает" науку в привлекательную для широкой публики обертку
Текст:  Юрий Медведев
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3426)
Читать на сайте RG.RU

В английской пьесе "Количество" главные герои - клоны и те, кто их заказывает. У нас столь необычный спектакль поставлен, пожалуй, впервые. А вот на Западе сейчас настоящий бум подобных пьес, фильмов и даже опер. С чем это связано? Об этом корреспондент "РГ" беседует с доктором философских наук Павлом Тищенко.

 

 

- Два часа трагической притчи, где герои мучают друг друга какими-то далекими от реальной жизни проблемами... Согласитесь, Павел Дмитриевич, неожиданная пьеса для нынешнего российского театра, где царит закон "сделайте нам красиво".

- Все это отражает принципиально новую ситуацию и в науке, и в обществе, возникшую в ходе реализации проекта "Геном человека". Человечество приступило к нему, наученное печальным опытом атомного проекта. Тогда этические аспекты отставали от сугубо научно-технических. Слишком поздно было осознано, что одно и то же достижение ученых может и принести колоссальную пользу, и уничтожить все живое.

Точно так же генетика способна не только спасти людей от многих болезней, увеличить срок жизни, но и породить генетические "хиросимы и чернобыли". Поэтому с самого начала в проект были заложены большие деньги на обсуждение этических проблем. Ничего подобного в истории науки прежде не было. Одна из задач - подготовить общество к встрече с будущим. Это своего рода тренировка перед стартом.

- Многие видят здесь обычный пиар. Ведь недели не проходит, чтобы СМИ не сообщило об очередной сенсации в генетике.

- Я работал в американской биотехнологической фирме, где был чуть ли не целый "пиар-департамент". Это классные специалисты по подготовке научных шоу - телепередач, дискуссий, раскручиванию ученых-звезд и т.д. Явление совершенно новое. Ведь еще недавно наука была этаким элитарным, замкнутым клубом. Сейчас в лаборатории пришли биотехнологические фирмы, они буквально взорвали эту казавшуюся неприступной крепость. Шоу-бизнес "заворачивает" науку в привлекательную для широкой публики обертку.

- Говоря попросту, продает товар...

- Но чтобы его продать, надо завоевать доверие людей. А это непросто. Надо на языке простого человека доходчиво объяснить суть дела, доказывать свою правоту в ожесточенном споре с оппонентами, тоже высококлассными специалистами.

Кстати, вспомните, ведь в свое время весь мир в штыки встретил и пересадку органов, и искусственное оплодотворение в пробирке, и пренатальную диагностику. Главный аргумент "против" - это якобы нарушает закон природы. Чтобы переубедить людей, была проведена широкомасштабная кампания - статьи, телепередачи, пьесы, фильмы. Итог? Сегодня в мире каждый день рождаются тысячи зачатых в пробирке, сотнями пересаживаются органы. Страх перед новым ушел, появилось доверие.

А сейчас главный раздражитель - клонирование. Возражения те же, что и раньше - это против природы.

- Не только. Боятся, что появятся новые Сталины и Гитлеры, полчища клонов, которыми можно манипулировать.

- Эти сомнения говорят об одном: люди не понимают сути дела. Ведь даже генетически клон не абсолютная копия оригинала. Но главное в другом: личность лишь на 50 процентов зависит от генов, а другие 50 - от среды, где живет. Если даже очень захотеть, Моцартов и Эйнштейнов не воссоздашь.

А в принципе страх перед клонированием - это нормально. Ведь люди столкнулись с новой для себя ситуацией, которую еще недавно не могли себе представить даже фантасты. Человек еще толком не представляет, о чем вообще идет речь, а ему говорят - будущее уже за дверями. Вот-вот на свет появятся первые клоны. Психологи давно знают: именно незнание включает рубильник страхов.

- На этом играл король ужасов Хичкок. Самое страшное в его фильмах - неизвестность, ожидание опасности.

- Так вот искусство, в том числе и пьеса "Количество", моделирует варианты будущего. Важно, что вместо иррациональных страхов появляется предмет для обсуждения.

Есть еще один важный момент. В свое время мир следил за делом знаменитого американского спортсмена Симпсона. Его обвиняли в убийстве жены и любовника. Со стороны и защиты и обвинения, в частности, выступали известные ученые. Это был сложный научный диспут. А решение принимали присяжные - рабочие, домохозяйки, клерки. Грубо говоря, полные профаны в науке.

Казалось бы, разве можно им доверять судьбу человека? И это одна из проблем демократии. На Западе понимают: выход один - не жалея денег и времени, объяснять широкой публике достижения науки.

Кстати, меня поражает ситуация в России с трансплантацией органов. В мире число операций растет, у нас падает. Это нонсенс, невежество, от которого страдают тысячи людей. Причина? Страхи, порожденные незнанием. Вместо того чтобы разъяснять суть дела, людям в СМИ морочат голову. Какое-то средневековье...

- Ведущие страны мира ввели мораторий на клонирование. Однако многие ученые считают, что науку остановить нельзя. Ведь уже сейчас можно получить клон человека, правда, с вероятностью на успех всего три процента. Это не сложнее, чем создать овцу Долли.

- Остановить науку, конечно, нельзя. Сделать, если хотите, более цивилизованной - можно.

Цель моратория на клонирование человека - исключить малейший вред, а тем более генетические "хиросимы и чернобыли".

Театр