12.03.2004 01:34
Происшествия

Выходцы с Кавказа контролируют Москву

Текст:  Петр Веригский Илья Зубко
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3427)
Читать на сайте RG.RU

- Мы не можем говорить, что в Москве есть какая-то одна лидирующая и наиболее мощная этническая преступная группировка, - заявил начальник первой оперативно-разыскной части управления по борьбе с организованной преступностью ГУВД столицы Андрей Большаков. - При этом значительная часть преступлений, совершаемых членами этих группировок, носит латентный характер и направлена в отношении своих земляков. Члены различных диаспор, что называется, варятся в собственном соку и предпочитают сами разбираться с внутренними проблемами.

Разумеется, говорить о конкретной численности той или иной преступной группировки бессмысленно - членские билеты в бандах не выдают. Зато можно сказать, что почти у каждой банды, организованной по этническому признаку, есть какая-то своя "специализация".

По данным милиции, наиболее многочисленная преступная группировка, действующая в столице, - азербайджанская. Ее представители контролируют, в частности, наркобизнес. В Москве насчитывается сейчас более тридцати азербайджанских ОПГ, действуют они в основном на рынках. Также эти группировки занимаются мошенничеством с обменом валюты, угоном и перепродажей машин.

Одна из старейших группировок - армянская - "занимается" заказными убийствами, гостиничным и игорным бизнесом, отдельные группировки не гнушаются также разбойными нападениями на машины и кражами.

Наибольшее число так называемых "воров в законе" у грузино-абхазской группировки. Конфликт между Грузией и Абхазией нисколько не сказался на общинной сплоченности этих группировок. Ее представители специализируются на грабежах, кражах, вымогательствах, разбоях, финансовых аферах.

Самой одиозной в столичном преступном мире считается чеченская преступная группировка. Дело в том, что эта ОПГ никогда не признавала своеобразного законодательства преступного мира - "воров в законе" - и всегда действовала "беспредельно". Деятельность чеченцев крайне разнообразна - вымогательства, похищения людей, торговля оружием и наркотиками, контроль над банками, гостиницами, казино и развлекательными центрами, рынками. Эту ОПГ отличает наибольшая сплоченность.

Группировки гостей из Азии - китайская и вьетнамская - одни из самых "закрытых". Китайцы вращаются исключительно в своем узком кругу, а прибыль быстро переправляется на родину.

ОПГ делится на несколько групп по территориальному признаку: "пекинская", "харбинская" и "шанхайская" (самой жестокой считается "пекинская" группа). Члены вьетнамской ОПГ также, как и китайцы, в основном контролируют деятельность своих сородичей, легально проживающих в России. И китайцы, и вьетнамцы занимаются также продажей драгоценных металлов, нередко замешаны в продаже "рабов" в европейские страны через Россию. Особенности азиатских банд - строжайшая дисциплина, беспрекословное повиновение руководителям, круговая порука. Арестованные члены "бригад" бывают настолько запуганы своими лидерами, что наотрез отказываются давать показания.

- Раздел территории Москвы криминальными образованиями произошел достаточно давно, - сообщил начальник отдела при УБОП ГУВД Москвы Евгений Гузарь. - Сейчас уже нет той криминальной войны, которая происходила в 90-е годы. Тем не менее дележ сфер влияния происходит постоянно. Появляются новые люди, которые требуют свое "место под солнцем". Что характерно, вражда по национальному признаку уже не так актуальна, как в былые годы. Нам приходилось задерживать славян и кавказцев, армян и азербайджанцев, которые вместе шли на совершение преступлений. Жажда прибыли и наживы для них превыше всего.

Многие говорят о том, что, к примеру, чеченских боевиков снабжают деньгами их земляки из Москвы. В частности, некоторые усматривают связь этнических преступных группировок с терактом в столичном метро. Оперативники подобные утверждения резко опровергают.

- Действующим в Москве группировкам, в том числе северокавказским, невыгодно поддерживать террористов, - с уверенностью заявил Евгений Гузарь. - У них здесь семьи, бизнес, а ведь нет никаких гарантий, что при теракте они не пострадают. Разумеется, диаспора помогает родственникам, находящимся там, где воюют. А вот как распределяются дальше эти деньги - это другой вопрос. В любом случае у нас нет информации, что они целенаправленно "кормят" террористов.

Охрана порядка МВД