12.03.2004 01:00
Культура

На экраны вышел фильм "Монстр"

Фильм "Монстр" вышел на широкий экран
Текст:  Валерий Кузнецов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3427)
Читать на сайте RG.RU

Речь в фильме идет про историю серийной убийцы Эйлин Уорнос, довольно грязной проститутки, которая сначала отдавалась мужчинам, а потом последовательно их пристреливала, как бешеных собак. Эту леденящую кровь историю конца 80-х и эту роль красавица Шарлиз Терон присмотрела для себя давно. Потом пробивала проект и учиняла над собой сущую вивисекцию: специально для картины рискованно потолстела на 15 кг, спряталась за накладными зубами, фальшивыми линзами и гримом, превратившим ее в чудище неопрятное и отталкивающее. Она провела много дней в камере, беседуя с живой убийцей, слушала ее исповеди, проникалась сочувствием и убежденностью, что все мужики гады.

Ей хотелось полностью воплотиться в это странное существо неведомого пола, ибо Эйлин ко всему прочему была еще и лесбиянкой, нашедшей общий язык со столь же уродливой подругой.

Она выработала в себе мужиковатость жестов, размашистость походки, выучилась лепить сигаретку к губе и опрокидывать рюмку так, чтобы окружающие отшатывались. В фильм для убедительности вошли даже реальные письма, которые киллерша написала специально для кинокартины, узнав, что из приговоренной она стала еще и героиней.

Получился фильм очень мрачный и жестокий, но требующий от нас осознать пороки общества, доводящего людей до ручки.

Порок, по версии фильма, в том, что мужчины не в состоянии разглядеть внутренней красоты женщины. Разглядеть ее желания, прекрасные порывы ее души и связанного с нею тела. Идут буколические сцены из детства Эйлин: неказистая девочка безуспешно ждет ласки, но однокашники глухи, и даже когда она пытается открыто соблазнить самого смазливого, то он при виде ее груди только секунду колеблется, а потом в ужасе спасается бегством.

Так что ее озлобленность понятна. Непонятно только, что делать в этом случае мальчику, на которого она положила глаз, - ну, не нравятся ему рыжие и конопатые, а сердцу не прикажешь.

Далее путь бедняги, естественно, в бар - завить горе веревочкой. И вот там, у стойки, она, наконец, находит душу, способную ее понять. Душу играет Кристина Риччи. Она более чем миловидна и дает зрителю фильма ту самую отдушину для глаз, в которую проникает малая толика красоты, как телесной, так и душевной. Это для зрителя гуманное послабление, потому что в реальности подруга Эйлин, повторю, была еще страшнее своей возлюбленной. Но для фильма к чудовищу, по всем диснеевским традициям, полагается красавица, и вот - Риччи.

Риччи себе тоже выработала повадку, которая сразу выдает ее положение в этой паре - беззаветно влюбленной домохозяйки, кормящей и утешающей сурового и грубого супруга, коим и становится Эйлин.

Получив в жизни кормежку и опору, Эйлин переходит к осуществлению плана мести за бесплодно прожитую жизнь и успешно совмещает профессию проститутки с профессией киллера-профи. Вопрос о том, кто и почему может клюнуть на такого монстра, остается открытым. Хотя в темноте все кошки действительно неразличимо серы.

Теперь о терминологии. "Монстр" - урод или злодей? Квазимодо ужасен, смотреть трудно, но мы его почти любим - он спасает Эсмеральду. В знаменитом фильме "Уроды" Тода Браунинга, снятом в 30-х, действуют реальные уроды из цирка монстров: люди без рук, едящие ногами, люди-пауки и люди-слоны. Но если заставить себя смотреть, видны судьбы человеческих существ, у каждого из которых есть израненная душа. Фильм не выступает их адвокатом, он просто дает это понять и прочувствовать. Он делает нас мягче и незлобивее. Он действительно учит по-доброму относиться к обездоленным. Картина же "Монстр" берет на себя функции юриста. Она формально дает некую концепцию "слова для защиты", только неясно, что теперь делать и в чем вина других людей, которым ни сексуально, ни душевно не нравятся грим Шарлиз Терон и особенно ее накладные зубы. И почему их надо гуртом отстреливать.

Монстр в теле порождает монстра в душе? Мысль свежая, хотя очень многие знаменитости дают пример обратной эволюции: не слишком гармоничная в чертах Барбра Стрейзанд чувствует себя красавицей и реально становится таковой в глазах миллионов. И Лайза Миннелли не пошла убивать мужиков, а их сразила наповал. И еще многие славные, красивые и без ружья. А тут ожесточилась, лужи крови, и хочется сочувствовать, но не выходит.

Остается фокус с переодеванием, который и привел к грандиозному успеху зубов Шарлиз Терон на "Оскаре". В прошлом году победил нос Николь Кидман, теперь зубы. 15 кг тоже не прошли незамеченными: любая американка, которая питается в "Макдоналдсе", знает, чего стоит потом сбросить хоть пять граммов и как это в принципе необратимо. Но на церемонии "Оскара" Терон блистала талией и жемчугом зубов - такой контраст нельзя не увенчать главной премией мира за актерское мастерство.

"Монстр" - самое монструозное извращение идеи политкорректности, которое приводит лучшие порывы человечества на грань абсурда.

Кино и ТВ