12.03.2004 05:20
Власть

Союз образования и науки

В союзе образования и науки родятся российские Невтоны и Платоны
Текст:  Юрий Медведев Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3427)
Читать на сайте RG.RU

Сразу же после своего назначения новый министр Андрей Фурсенко, пожалуй, больше всего поразил своей искренностью. Дело даже не в признании, что предложение Президента стало для него откровенным сюрпризом. На импровизированной пресс-конференции он заметил: "Теперь мы закрываем разрыв между наукой и образованием, но есть другая опасность - разрыв между наукой и промышленностью". Более того, он несколько раз повторил, что в принципе нужна единая цепочка - наука, образование и промышленность. Только такой союз способен совершить инновационные прорывы. Но создание подобного министерства - утопия.

Это его признание дорогого стоит. За ним - главное дело, которым занимался Фурсенко последние десять с лишним лет. И в сказанном прорвалось откровенное сожаление, что пока реализация научных разработок идет крайне медленно.

А как отреагировали на создание нового министерства академики и ректоры ведущих вузов?

Отношение РАН в целом отражают слова вице-президента Геннадия Месяца: "Объединение в одних руках науки и образования поможет России стать на путь инновационной экономики. У академии есть различное оборудование и лаборатории, а у вузов - молодые умы, которые могут работать на науку. Теперь нам будет намного проще решать проблемы образования и привлекать талантливых студентов и выпускников к научным исследованиям". А вот другие мнения.

Александр ЧУБАРЬЯН,

АКАДЕМИК РАН:

- Объединение науки и образования необходимо. Но интеграция ради интеграции мало что даст. Важно, для чего все это делается. А конечная цель - инновационные проекты. Нужна более широкая интеграция - науки, образования и бизнеса. Кроме того, хочу заметить, что создание нового министерства еще не гарантирует тесного союза между наукой и образованием. Давайте помнить, что все же это сугубо бюрократическая структура. Кстати, нечто подобное мы уже проходили, ведь когда-то наука и образование были под одной крышей, потом их вновь развели. Но по сути мало что менялось. Надеюсь, сейчас будет иначе. Хотелось, чтобы эти преобразования привели к сокращению бюрократического аппарата.

Виктор САДОВНИЧИЙ,

РЕКТОР МГУ ИМ. ЛОМОНОСОВА:

- В создании Министерства образования и науки есть большой резон. Объединение потенциалов академической науки и вузов послужит их укреплению. Надеюсь, что ход реформы образования будет переосмыслен.

Есть надежда, что наконец решится вопрос со статусом научных институтов при вузах. Мы на совете ректоров просили приравнять их к научным организациям - как НИИ при Академии наук. Пока у нас в МГУ не закрылся ни один из сорока. Наша головная боль - зарплаты сотрудникам. Эти НИИ финансировались не по разделу "образование", а через Минпромнауки. Поскольку теперь это единое министерство, то, может быть, ситуация для вузовских НИИ изменится к лучшему? Нельзя же Петрову, который числится на факультете, платить в два раза больше, чем Иванову, который числится в НИИ? Работают-то они рука об руку.

Игорь ФЕДОРОВ,

РЕКТОР МГТУ ИМ. БАУМАНА:

- Считаю логичным создание нового ведомства. Высшее образование, особенно инженерное, и наука тесно взаимосвязаны. В традициях нашей страны - строить высшее образование, основываясь на научных достижениях.

Однако пока еще не совсем понятно, как будут соотноситься между собой наука и средняя школа. В этой сфере многое будет зависеть от организации работы нового министерства.

Госуправление Минобрнауки