16.03.2004 08:50
Экономика

Энергетические напитки завоевывают российский рынок

Энергетические напитки все увереннее чувствуют себя на нашем рынке
Текст:  Людмила Морозова
Российская Бизнес-газета - : №0 (451)
Читать на сайте RG.RU

По данным экспертов, объем реализации на отечественном рынке энергетических напитков составляет около 6 миллионов литров. Вместе с тем, как отмечают эксперты, объем продаж в прошлом году вырос на 25 процентов.

Энергетические напитки миру подарила Азия. В начале 80-х годов первый такой напиток был опробован в Гонконге. В 1984 году уже его стали выпускать в Австрии. Основные ингредиенты энергетических напитков - кофеин и экстракты тропических фруктов. Эти компоненты придают напиткам энергетические свойства.

Пожалуй, на сегодняшний день бодрящие напитки переживают в России второе рождение. Впервые они были завезены к нам в середине 90-х годов, но после кризисного 1998 года рынок этих напитков сильно сжался. Сегодня же маркетологи констатируют рост сегмента энергетических напитков, но в общем объеме напитков все же доля энергетиков невелика. В прошлом году их доля составляла около 0,2 процента от всего российского рынка безалкогольных напитков. Сами производители осторожничают и предпочитают не прогнозировать бешеного всплеска моды на энергетики, по их мнению, это очень специфические напитки и круг их потребителей весьма ограничен. Однако "энергетики" легко продаются в ночных клубах, на дискотеках, да и в крупных торговых сетях им знают цену. А если сюда прибавить фитнес-центры и автозаправочные станции, то круг потребителей энергетических напитков достаточно велик. Правда, потребительская аудитория "энергетиков" ограничена географией. Судя по всему, продажи в основном идут в Москве и Петербурге, а вот в регионах появление таких напитков в значительной степени зависит от роста уровня доходов населения. Дело в том, что "энергетики" дороги. Банка емкостью 0,25 литра стоит от 40 рублей и выше. И понятно, что большинству молодых людей проще выпить баночку пивка, чем "энергетика".

Кстати, основная страна-потребитель энергетических напитков - это США. И главной потребительской группой здесь являются водители. Однако американские маркетологи, используя бодрящие свойства "энергетиков", заметно расширяют рынок их потребления среди спортсменов, студентов и людей, которые испытывают серьезные перегрузки.

Что касается европейского рынка энергетических напитков, то он намного более развит, чем российский. В частности, продажи бодрящих напитков уже в 2000 году в Великобритании составляли 1 миллиард долларов. Правда, не во всех странах к "энергетикам" относятся одинаково. К примеру, в Германии производство этих напитков запрещено, вместе с тем продажи нет. Во Франции до недавнего времени "энергетики" вовсе были запрещены. У зарубежных специалистов "энержи"-напитки вызывают некую озабоченность из-за того, что они содержат пищевые ингредиенты, свойства которых еще недостаточно изучены. У отечественных же ученых по поводу таких напитков также весьма различное мнение: одни не видят в их составе ничего плохого и считают их хорошей альтернативой алкоголю и наркотикам, другие выражают озабоченность по поводу содержания в них таурина, кофеина. Однако все эксперты пришли к выводу, что энергетические напитки бесспорно оказывают возбуждающее действие, но пока у нас в стране не проведено серьезное исследование и сказать "за" или "против" в их адрес очень трудно.

Товары и цены