16.03.2004 06:10
Власть

Урны для жалоб были переполнены

В ходе "специальной акции" урна для жалоб переполнилась
Текст:  Юрий Звягин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3429)
Читать на сайте RG.RU

Попытки вовлечь граждан города в прямой диалог с властями в городе на Неве предпринимались и раньше. Однако ни разу акция не достигала подобного масштаба. По словам начальника управления по обращениям и жалобам Ольги Зибровой, прежде в установленные в определенных местах ящики для писем губернатору опускали 3-4 тысячи писем. Теперь - на порядок больше. Возможно, сыграло свою роль то, что на этот раз урны для жалоб были установлены в каждом из помещений, где происходило голосование (потому, кстати, таких урн и меньше, чем избирательных участков: в одном здании порой располагалось до четырех участков). О возможности обратиться непосредственно к губернатору граждан проинформировали за две недели до начала акции через телевизионные каналы и местные газеты. И явка на президентские выборы на этот раз была высокой.

Естественно, на следующий день после проведения опроса говорить о его результатах рано. Первичную разборку писем производят на местах отделы по обращениям и жалобам территориальных управлений (районов). Это объяснимо с точки зрения организации работы (иначе управление по обращениям в Смольном захлебнется в потоке писем), но, честно говоря, вряд ли эффективно. Районным властям велено все жалобы, решение по которым может быть принято на районном уровне, оставлять у себя. Понятно, что такие жалобы к губернатору, скорее всего, не попадут. И Валентине Матвиенко не удастся ознакомиться с жалобами горожан на действия чиновников, как она, по ее словам, хотела бы сделать.

Пока точных данных в управление по жалобам не подал еще ни один район города. Больше того, два крупных района: Калининский и Центральный, не успели еще даже предварительно подсчитать число обращений. Тем не менее, по словам Ольги Зибровой, особенностью данной акции стало то, что в урнах оказалось очень много анонимных обращений - без адреса и фамилии жалобщика. В одном из крупных районов, к примеру, анонимным было каждое шестое письмо. Правда, в отличие от обычной практики работы с письмами граждан на этот раз не подписанные жалобы все равно будут рассматриваться, если в них есть данные о конкретных проблемах.

Предварительные данные показывают, что больше всего петербуржцев волнуют проблемы качества жилищных и коммунальных услуг. Потом следуют проблемы обеспечения жильем и нового строительства (много вопросов - по уплотнительной застройке). На третьем месте - вопросы пенсионного обеспечения, льгот и прочие социальные проблемы. Ольга Зиброва прогнозирует, что жалобы распределятся примерно так: ЖКХ - 40 процентов, жилье - 30 процентов, социальное обеспечение - 20 процентов. Все остальные проблемы займут не больше 10 процентов. Большинство просьб будет носить частный характер. "Но частная проблема частной проблеме - рознь, - говорит начальник управления по обращениям. - Одно дело, когда человек пару лет назад встал на очередь и хочет скорее получить жилье, а совсем другое, когда семья из сгоревшего дома годами мается на съемной квартире. Первый вопрос может разве что быть передан в отраслевой комитет, вторым же, скорее всего, заинтересуется сама губернатор".

Больше всего жалоб пришло из Фрунзенского и Невского районов. Возможно, при окончательном подсчете их догонят Калининский и Центральный. Все это районы промышленные, старые. На их окраинах (кроме Центрального) есть довольно обширные "спальные районы" с полным набором соответствующих проблем. Меньше же всего жалоб поступило из "пригородных" районов.

Аналогичная картина наблюдается и в Ленинградской области, где также провели "мини-референдум". Жители деревни жалуются меньше, чем горожане. В благополучной в общем-то Гатчине на одном из избирательных участков даже переполнилась установленная первоначально урна для жалоб, пришлось привозить новую. В то же время в депрессивных районах люди особой активности не проявили. Это не значит, что у них все в порядке. Скорее, люди потеряли уже веру в способность власти изменить ситуацию.

В области, где жалобы из отдаленных деревень доставить даже в райцентр не так просто, в понедельник не было даже предварительных итогов подсчетов. Скорее всего, картина тут будет несколько отличаться от городской: меньше вопросов по ЖКХ, больше - по социальным проблемам. Подвести окончательные итоги областные власти обещают тоже через месяц.

Юрий Звягин

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Внутренняя политика