16.03.2004 07:30
Власть

ЦИК обнародовал результаты

Текст:  Владислав Воробьев Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3429)
Читать на сайте RG.RU

Председатель Центризбиркома Александр Вешняков не ошибся в своих прогнозах - активность избирателей была на восемь процентов выше, чем на прошедших 7 декабря прошлого года парламентских выборах, но на четыре процента ниже, чем в марте 2000 года, когда Владимир Путин впервые был избран Президентом. Самую большую поддержку лидер нынешнего президентского марафона получил в Ингушетии (98,2 процента), в Кабардино-Балкарии (более 96 процентов) и в Дагестане (94 процента). В Приморье, Оренбургской и Белгородской областях за него проголосовало меньше шестидесяти процентов избирателей.

Владимир Путин вместе с общей победой в личном зачете получил "красный пояс". Это обнаружилось ко вчерашнему утру, когда руководитель группы "Меркатор", обслуживающей Информационный центр "Выборы-2004", Дмитрий Орешкин продемонстрировал сравнительную карту. Ее цветовая гамма свидетельствовала - путинский электорат по сравнению с мартом 2000 года прирос на всей территории страны: и в Сибири, и на Дальнем Востоке, и в центре. На малой родине Президента - в Северо-Западном федеральном округе - окрас был особенно густым и насыщенным. Но и вдоль южных границ, в российской житнице, где четыре года назад избиратели предпочитали коммунистов, замечено укрепление позиций Владимира Путина. Это вовсе не означает, что сельскохозяйственные регионы "перекрасились". Просто жители территорий, входящих в так называемый "красный пояс", увидели в Путине своего лидера, которого потеряли в Геннадии Зюганове и не нашли в Николае Харитонове. Как отметил Дмитрий Орешкин, Путину симпатизируют и сторонники левых идей, и правоцентристы. Его победа над самим собой выглядит вполне убедительно - в 2000 году он получил поддержку 52,9 процента избирателей, в 2004-м - 71,2 процента. На этом фоне политические потери других участников кампании кажутся удручающими - КПРФ, отправившая на этот раз в президентскую гонку Харитонова, недосчиталась больше половины того, что имела в 2000-м (было 29,2 процента, стало 13,8 процента).

ЛДПР, произведя замену - Жириновского на Малышкина, - хотя сыграла в свою игру, лишилась почти пятой части избирателей (было 2,7 процента, стало 2,0 процента). Больше всего кандидат в президенты Малышкин проиграл кандидату в президенты образца 2000 года Жириновскому на Дальнем Востоке, где популярность либерал-демократов обычно была высокой. Снисходительнее отнеслись к новому лицу ЛДПР в Южном округе - Малышкин показался многонациональному югу привлекательнее лидера партии, которого в тех местах не очень-то жаловали - за его радикальные предложения по национальному вопросу.

Но, конечно же, кандидаты в президенты и политические силы, стоящие за ними, соперничали не с собственным более или менее удачливым прошлым, а друг с другом. Боролись и за ту часть избирателей, которая пока не пошла за Путиным. Результат этой борьбы не был предсказуем на сто процентов, как победа Путина. Немало политологов "ставили" на Сергея Глазьева, отдавая ему второе место. Поэтому, когда председатель ЦИКа Александр Вешняков объявил самые первые предварительные итоги голосования, в большом зале Информационного центра возникло некоторое замешательство. То, что один из лидеров "Родины" уступил "серебро" Николаю Харитонову, оказалось неожиданностью и для ближайшего глазьевского окружения, которое приехало в Центризбирком без Глазьева.

Зато довольный Николай Харитонов посетил здание ЦИКа в Большом Черкасском переулке лично и в течение получаса убеждал присутствовавших, что, если бы не скоротечность кампании, неизвестно, в чью пользу она бы завершилась: "Там, где я родился, где я учился и работал, где меня знают, за меня голосовало большинство".

Второе место Харитонова действительно не вызывало сомнений, хотя насчет "большинства" он явно погорячился. Однако и Глазьев с Хакамадой не были простыми статистами. И у них свои небольшие радости. Глазьев вышел на второе место в Красноярском крае, который еще не забыл его участия в губернаторских выборах и в Эвенкии. Хакамаду на второе место поставили избиратели Москвы, Таймыра и Чечни.

Пестрое лоскутное одеяло напоминает и карта Москвы, если посмотреть на нее, как призывал Вешняков, с космической высоты: Центр, Запад - безусловное предпочтение Путина, на восточной окраине - любимый цвет Харитоновской партии - красный. В студенческих районах появляется синева - здесь голосовали за Хакамаду.

Нынешние президентские выборы, которые одни называют скучными, а другие - спокойными, обошлись государственной казне в 2,5 миллиарда рублей. Общая же стоимость выборов (включая внебюджетные средства) составила 4,3 миллиарда рублей. Это больше, чем было потрачено на президентскую кампанию 2000 года и парламентские выборы, прошедшие в конце прошлого года. Удорожание, по словам Вешнякова, связано с изменениями в законодательстве - государство обязано теперь оплачивать работу тех, кто привлекается для работы в участковых избирательных комиссиях (раньше эти расходы брали на себя работодатели).

Кроме того, подорожал и избирательный бюллетень - прежде он стоил 40 копеек, теперь - полтора рубля. Зато теперь бюллетень надежнее защищен от подделок.

Более уверен Вешняков стал и в надежности защиты ГАС "Выборы" от взломов. "Хакеры натренировались, - заметил председатель ЦИКа, но и мы натренировались".

Особая гордость Александра Вешнякова - счетчик, который позволял следить за подсчетом голосов, отданных за кандидатов в президенты от Камчатки до Калининграда, в режиме реального времени. "Ну где эти обещанные результаты параллельного подсчета?!" - восклицал Вешняков по мере того, как система пополнялась новыми данными с мест, и выражал решительную готовность постоять за правду стремительных цифр.

Внутренняя политика