16.03.2004 07:00
Власть

Как восприняли соперники Владимира Путина результаты голосования

Текст:  Дмитрий Владимиров Анна Закатнова Владимир Кузьмин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3429)
Читать на сайте RG.RU

Харитонов

Прошедшие выборы Президента России с самого начала не несли в себе особой интриги: победитель был заранее ясен, а главной головной болью для властей являлась исключительно явка граждан. Хотя и здесь опасений практически не было. Может быть, именно поэтому никто из кандидатов не обзавелся на 14 марта нормальным штабом, как это было в декабре на выборах в Государственную Думу.

Не стала выбиваться из общего ряда и КПРФ, чей кандидат Николай Харитонов занял в итоге уверенное второе место. Поскольку снова разместиться в здании "Росагропромстроя" коммунистам помешал целый ряд причин, журналистов пришлось пустить в святая святых КПРФ, в маленький особнячок центрального комитета партии на Цветном бульваре.

Все это время сотрудники аппарата занимались уже привычной для них работой - собирали данные от своих наблюдателей. Как заявил лидер коммунистов Геннадий Зюганов, в их собственной системе контроля были задействованы сотни компьютеров, около 200 тыс. человек и налажена оперативная связь со всеми регионами. После думских выборов все ожидали очередного расхождения данных КПРФ с информацией, предоставлявшейся Центризбиркомом. Но результаты и тех, и других практически не отличались - по первым данным коммунистов, у Харитонова было даже на два процента голосов меньше, чем заявляло ведомство Александра Вешнякова.

Следует отметить, что один свежеиспеченный кандидат от коммунистов Харитонов повторил результат всей партии на думских выборах. В связи с этим особо остро вставал вопрос о дальнейших перспективах лидера Аграрной партии. В частности, журналисты настойчиво выспрашивали у лидера коммунистов, не боится ли он, что ввиду достаточно успешных результатов коллеги, самого Зюганова могут попросить с занимаемой им должности.

Харитонов отметил, что его второе место - это общая заслуга всей партии, а также тех граждан, которые за него проголосовали. Ответ Зюганова был более обстоятельным и, похоже, предвестил очередные передряги внутри партии. Он отметил, что сейчас идет процесс омоложения КПРФ. "Я заинтересован, чтобы около меня появилась плеяда новых молодых активных руководителей", - заявил Зюганов.

Кроме того, коммунисты сейчас постепенно "консолидируют ряды", а на съезде в июне, пообещал лидер КПРФ, произойдет самоочищение партии. Что подразумевалось под "самоочищением", комментировать не стал. Да и излишних вопросов не возникало - на ум приходил только конфликт Зюганова со своим "товарищем" Геннадием Семигиным.

Хакамада

Утро после выборов для проигравшего политика должно быть выдержано в тонах "утра стрелецкой казни". Однако свой новый день бывший кандидат в президенты-2004 Ирина Хакамада встретила в ресторане, в кругу близких, под бодрые звуки "Гагарин, я вас любила, о!", отмечая наступающий 15 марта день рождения мужа. Перед тем как прибыть в ресторан.

Ирина Хакамада понаблюдала за тем, как идет подсчет голосов на одном из московских избирательных участков. "Если наблюдатели есть, сфальсифицировать ничего невозможно, - несколько удивленно заметила Хакамада, - однако потом данные переносят на дискету и ее перевозят отдельно, вот здесь неясно". Вообще, судя по тому, как она делилась впечатлениями, технологии подсчета голосов ей были совершенно незнакомы, однако на этом участке кандидат оказалась второй, и она не переставала улыбаться: "Месяц назад мы начинали с одного процента и набрать столько - для меня это серьезная победа".

Пообещав "бороться", Хакамада проследовала в зал. Секьюрити напряглись, попытавшись буквально собой загородить вход в зал от видеокамер, а бледные сотрудники штаба, работавшие явно на втором дыхании, принялись утрамбовывать прессу в подвальчик. Там кормили салатами и сандвичами, отпаивали соком и кофе, предлагали смотреть программу Парфенова "Намедни" или писать тексты на одиноком компьютере, возле которого сразу же столпилась очередь. Пока кандидат ела, журналисты бродили по фойе, заглядывали через плечи охраны в зал и отлавливали одиноких гостей, не боящихся телекамер.

Радость, бьющая по барабанным перепонкам из зала, вконец обессиливала журналистов, так что вышедшего к прессе в клетчатой ковбойке и джинсах Бориса Надеждина, члена президиума СПС, опознали только после третьего представления. Надеждин был вежлив, но тверд: "Как один из руководителей СПС я не могу поддержать идею создания еще одной политической партии, это путь назад в 1999 год, все демократические организации должны определиться, хотя я рад, что она хотя бы так пытается остаться в политике".

Вернувшись чуть позже к прессе, Хакамада была не менее категорична: "Если они не объединятся, эти демократы, я опять пойду в президенты". Оценивая результаты оппонентов, кандидат не смогла удержаться, напомнив, что если бы ее поддержала партия "Яблоко", то ее результат был бы выше, также как у Харитонова, на второе место которого сработал брэнд КПРФ. А на вопрос, что Ирина Муцуовна думает о введении третьего срока для президента, ответила и вовсе в стиле красной риторики: "Если есть ли хоть одна попытка пролонгировать власть бессрочно, надо выходить на улицу".

Глазьев

Сергей Глазьев не стал выбиваться из общего ряда - особой критики прошедших выборов он не высказывал и открывать собственный штаб для прессы тоже не стал, ограничившись парой выступлений в Общественном центре по контролю за ходом президентских выборов, открытом в Доме журналистов. "Эти выборы напоминают игру в шахматы. Только ты приходишь, садишься, а твой соперник достает биту для городков - знаете, игра такая есть - и начинает ею сбивать фигуры", - таким было наиболее яркое и экспрессивное изречение кандидата в президенты, касательно хода предвыборной кампании.

Ближе к 22.00 Сергей Глазьев, как и часть его оппонентов, отправился на телевидение, оставив своих штабистов продолжать кропотливую работу. Но на лицах работников центра читалось явное нежелание заниматься бессмысленным и никому ненужным делом. Еще до отъезда кандидатов из Дома журналистов сотрудники глазьевского аппарата стали накрывать стол, чтобы отпраздновать окончание действа под названием "Выборы-2004".

Миронов

В штабе кандидата в президенты от Российской партии жизни председателя Совета Федерации Сергея Миронова, набравшего наименьшее количество голосов на выборах главы государства, в ночь на понедельник праздновали победу Путина. Правда, ощущалось, что сам спикер СФ явно не ожидал столь низких для себя результатов голосования.

Явившись ближе к ночи в воскресенье в свой штаб, он объявил слегка удрученным соратникам по партии, что рассчитывал преодолеть "барьер" хотя бы в один процент.

Сторонники спикера СФ утешали себя как могли.

- По сути наша партия работала на двух кандидатов - на Миронова и на Владимира Путина, и нашим результатом мы считаем не только голоса, отданные за Миронова, но и за действующего Президента, - рассказал член Совета Федерации и один из руководителей Национального совета РПЖ Оганес Оганян.

Миронов придерживался той же версии. Он заявил "РГ", что вполне удовлетворен результатами выборов и даже считает их своей победой.

Спикер СФ верит, что самим фактом своего выдвижения на пост президента он не дал сорвать эти выборы - по его версии, оппозиционные нынешнему Президенту кандидаты хотели незадолго до выборов коллективно снять свои кандидатуры, однако участие Миронова в избирательной гонке полностью расстроило эти планы.

Заместитель председателя РПЖ и фактический глава ее избирательного штаба Николай Левичев достижением этих выборов считает повышение "узнаваемости" Миронова и его Партии жизни, которые теперь на слуху у населения. По словам Левичева, уже через пару месяцев народ забудет, какое место на выборах занял Миронов, зато самого спикера население запомнит надолго, и этот ресурс можно будет использовать на следующих выборах.

Но до следующих выборов еще далеко, а пока участие в президентской кампании "обеспечило" лидерам Российской партии жизни не только моральные, но и финансовые проблемы. Кандидаты, набравшие менее двух процентов голосов избирателей, должны будут выплатить телекомпаниям средства за время в эфире, предоставленное им бесплатно. По предварительным подсчетам сумма, которую сторонникам Миронова придется заплатить, может составить от 25 до 30 миллионов рублей.

Внутренняя политика