16.03.2004 09:50
Экономика

Экономический обзор за 2003 год

Текст:  Юлия Проскурякова Евгений Тихонов
Российская Бизнес-газета - : №0 (451)
Читать на сайте RG.RU

Русское экономическое общество - неполитическое сообщество экономистов, политиков и политологов - подготовило обзор отечественной экономики в 2003 году. На этот раз оно не только проанализировало ход реформ в разных областях экономики, но и оценило его по четырем категориям - "прогресс", "отсутствие прогресса", "некоторый прогресс", "большой прогресс" (см. табл.). И хотя не все в обзоре бесспорно, в целом он, как нам кажется, представляет интерес для нашего читателя. Итак, перед вами - отдельные наиболее любопытные фрагменты документа.

Денежно-кредитная политика

Задача удержания инфляции на уровне 10-12 процентов в целом может считаться выполненной, однако индекс потребительских цен был подвержен влиянию волатильных и административных факторов, которые, судя по всему, в 2003 году оказались благоприятными для общего уровня цен в российской экономике. Базовая инфляция, которая более чувствительна к денежно-кредитным рычагам ЦБ и на которой он стремился сконцентрировать свое внимание, превысила намеченную на 32 процента, или на 2,7 процентного пункта.

Причиной разнонаправленной динамики курсов доллара и евро к рублю, считают авторы обзора, является реакция российского валютного рынка на общемировое ослабление позиций американской валюты, а не успехи российской экономики и укрепление рубля.

Высокие мировые цены на нефть, которые традиционно выражены в долларах США, а следовательно зависят от колебаний курса доллара на мировом валютном рынке, также явились следствием его падения по отношению к остальным мировым валютам. Иными словами, не нефть, как актив, стала дороже, а доллар, как единица измерения стоимости товаров, подешевел.

Говоря о снижении ставки рефинансирования, эксперты отметили, что в России, к сожалению, это не оказывает столь значимого влияния на процессы кредитования в экономике, как в развитых странах. И несмотря на то, что с 21 июня 2003 года была установлена самая низкая в истории РФ ставка рефинансирования в 16 процентов(с 15 января 2004 года- 14 процентов), она по-прежнему служит лишь единицей измерения штрафов и пеней, и не более того.

Валютное регулирование

Несмотря на признание властями валютного регулирования отсталым методом воздействия на ситуацию в экономике, 2003 год с точки зрения фактических изменений оказался не лучшим, поскольку за исключением принятия новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также снижения норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки, ничего не произошло.

Новый закон, безусловно, содержит ряд положительных моментов, таких как увеличение суммы сделки с внешними бумагами между физическими лицами-резидентами и нерезидентами, а также возможность открытия счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ. Однако вступление в силу положений о валютных счетах за границей только через 1,5 года не позволяет говорить о скорой либерализации.

Требование обязательного резервирования средств при осуществлении определенных валютных операций, считают эксперты Русского экономического общества, прямо противоречит интересам российской экономики, поскольку подразумевает изъятие из оборота средств хозяйствующих субъектов и помещение их под нулевой процент в Банке России.

Применение норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки негативно повлияло на динамику инфляции и курса доллара, а в итоге, по мнению экспертов, и на уровень жизни населения, чьи сбережения в основном выражены в американской валюте, потерявшей в номинальном выражении в 2003 году 9,3 процента. Внешнеэкономическая конъюнктура вполне позволяла отказаться от норматива обязательной продажи без особых последствий для величины золотовалютных резервов, но использована эта возможность не была.

Налоговая система

Снижение НДС и отмена налога с продаж - главные направления налоговой реформы в 2004 году. Однако, с точки зрения приоритетов, замечают эксперты, правильнее было бы снижать единый социальный налог (до 20-25 процентов в перспективе, на первом этапе - до 30 процентов) и налог на прибыль, а НДС оставить на уровне 20 процентов, улучшая его администрирование. Акцент на снижении ЕСН позволил бы увеличить сборы не только его самого, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты.

Совершенно очевидно, подчеркивают авторы обзора, что налоговая децентрализация должна осуществляться не в пользу региональных властей, а в пользу муниципалитетов. Финансовые средства должны концентрироваться на уровне местного самоуправления, чтобы иметь возможность использоваться непосредственно на местах. Сегодня же до "низов" доходит лишь небольшая часть средств (в настоящее время разделение всей суммы собранных налогов между федеральным, региональными и местными бюджетами примерно следующее: 55 процентов - центр, 40 процентов - регионы, 5 процентов - муниципалитеты), а само оно фактически не сформировано с точки зрения независимости налоговой и бюджетной политики. Следует также иметь в виду, что Россия - традиционно государство с высокой степенью централизации в целом по отраслям народного хозяйства. В этих условиях, считают эксперты, эффективным разделением собранных налогов между уровнями бюджетной системы было бы следующее: 60 процентов - центр, 10 процентов - регионы, 30 процентов - местные органы.

В условиях несформированности местного самоуправления эффективнее предоставить средства федеральному Правительству, нежели отдавать их на уровень субъектов РФ. В этом смысле отмена налога с продаж с последующей компенсацией выпадающих доходов из федерального бюджета вполне оправданна, заключают аналитики.

Управление государственным долгом

Рассматривая государственный долг как долг Правительства РФ, можно заключить, что происходящее замещение дорогих внешних обязательств на внутренние в целом соответствует одобренной концепции управления государственным долгом РФ на среднесрочную перспективу. Появление на рынке внутренних государственных ценных бумаг ОФЗ-АД стало позитивным шагом по направлению к цивилизованному управлению госдолгом в РФ.

В то же время вызывает опасения сама политика ускорения наращивания внутреннего долга. Складывается впечатление, что государство начинает занимать финансовые средства у экономики только для того, чтобы предложить варианты для инвестирования средств пенсионной системы, системы страхования вкладов и пр. В условиях поступления громадного объема заемных средств, пусть даже долгосрочных, необходимо иметь четкую программу инвестиционной деятельности, направление расходования этих средств. Этого, к сожалению, пока не видно.

Говоря о внешнем долге России, авторы обзора подчеркнули, что увеличение задолженности в частном секторе не стоит рассматривать как негативную тенденцию. Однако необходима эффективная государственная система мониторинга финансового заемщика. Иностранные кредиторы, в свою очередь, также не склонны предоставлять займы ненадежным хозяйствующим субъектам и проводят собственную оценку. Так что риск превращения частных долгов в федеральный в целом невелик, компании же с помощью относительно дешевых иностранных займов смогут позволить себе цивилизованно развиваться.

Доходы населения

Повышение как номинальных (на 29 процентов), так и реальных (на 14,5 процента) доходов населения наряду со снижением доли граждан с доходами ниже прожиточного минимума и сокращением долгов по заработной плате- безусловно достижение Правительства РФ в 2003 году. Однако существует ряд негативных аспектов. Так, наряду со снижением задолженности по заработной плате в экономике в целом сохраняется критическая ситуация в некоторых федеральных округах (в частности в Дальневосточном). Среднедушевые доходы в 2003 году увеличились. Одновременно доля 10 процентов самых бедных граждан в совокупных доходах населения страны по сравнению с 2002 годом не изменилась, составив 2,1 процента. Доля же 10 процентов самых богатых граждан выросла с 29,3 процента в 2002 году до 29,5 процента. Следовательно, доля остальных 80 процентов, условно, среднего класса в валовых доходах снизилась с 68,6 до 68,4 процента. Сам собой напрашивается вывод о категории граждан, чьи доходы в 2003 году обеспечили рост среднедушевого показателя.

Нефтяной комплекс

По-прежнему российский нефтяной комплекс остается одним из наиболее динамичных секторов российской экономики и по-прежнему рост добычи нефти превышает объем переработки.

Эксперты отметили повышение активности Правительства и нефтяного сообщества в области расширения направлений поставок российской нефти за рубеж, что позволит их диверсифицировать. В условиях, когда большая часть экспорта ориентирована на страны Евросоюза, Россия не может гарантировать стабильность своих доходов. Необходимо создание диверсифицированной транспортной инфраструктуры ТЭКа. Однако и здесь существуют свои проблемы. Несмотря на то, что разработка энергетической стратегии России велась три года, эксперты Русского экономического общества сочли, что она непрактична и не окажет значительного влияния на повышение эффективности развития российского ТЭКа и в целом экономики страны. Необходима четко сформулированная комплексная промышленная политика государства с гибким подходом к каждой отрасли.

Что касается изменения режима налогообложения "нефтянки", то предпочтение авторы обзора отдали использованию дифференциации налоговых ставок в рамках уже существующего налога на добычу полезных ископаемых. При этом в целях минимизации коррупции чиновников к процессу определения качества месторождений они посоветовали привлечь независимых иностранных оценщиков запасов.

Транспортная система

Несмотря на то, что транспортная система, по заверению ряда специалистов, обладает некоторым запасом прочности, ее развитие должно стать одним из приоритетов развития экономики страны в среднесрочной перспективе. Однако модернизация транспорта требует несоразмерных с возможностями бюджета затрат. В этом отношении ориентир на использование услуг частного сектора в определенных отраслях эксперты считают верным.

Вместе с тем, по мнению авторов обзора, транспортная стратегия России является очередным общим документом, в котором описывается сложившаяся ситуация и конечный результат, к которому в итоге страна должна прийти. Нет описания реальных механизмов привлечения средств в развитие транспорта. Создается видимость преобразований, принятия программ и установления целей, однако многое так и остается на бумаге.

Малый бизнес

По подсчетам Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, вклад малого бизнеса в ВВП вырос за год с 10-11 процентов ВВП до 21 процента. Однако это явно недостаточно, чтобы МП стали основой национальной экономики.

Предполагается иначе определять параметры малого предприятия, которые будут сопоставимы с используемыми в развитых странах. Там нередко малым считается предприятие, на котором работает не более 100 человек. Кроме того, существуют предложения о повышении величины годового оборота (с 15 миллиона рублей до 60-100 миллионов) при использовании упрощенной системы налогообложения. Однако в силу опасений, что такой шаг повлечет за собой дробление крупных компаний на более мелкие и значительное сокращение бюджетных доходов, скорее всего, в ближайшее время этого не произойдет.

Одним из наиболее острых вопросов по-прежнему остается кредитование малого бизнеса. Решать его предполагается путем предоставления гарантий уполномоченному государственному банку - Российскому банку развития. На сумму гарантий РБР привлекает кредитные ресурсы, которые затем направляет в банки-операторы, которые будут непосредственно заниматься кредитованием малого бизнеса. Основным достоинством схемы считается возможность с ее помощью реально привлечь 3 миллиарда рублей, а также выдавать длинные кредиты (до трех лет).

Несмотря на использование упрощенной системы налогообложения, практически все предприниматели пользуются услугами бухгалтеров. Держать в штате бухгалтера малое предприятие позволить себе не может, но и отнести на затраты оплату его услуг не имеет права.

Видимо, следует более активно использовать опыт зарубежных стран при разработке нормативно-правовой базы, начиная с определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям и заканчивая конкретными формами поддержки. Есть смысл более внимательно присмотреться к субсидированию части процентной ставки. Сложно говорить о том, заработала ли в полную силу система "одного окна" при регистрации предприятий. Кроме того, по мнению экспертов, более эффективным для развития малого бизнеса было бы использование в качестве объекта налогообложения валового дохода (оборота) при снижении ставки налога минимум до 5 процентов.

Страхование

Наиболее значимым событием стало принятие закона об "автогражданке". Анализируя обоснованность тарифов, участники экспертизы отметили, что без наличия статистики, которая просто еще не успела накопиться, точно определить, адекватны они, завышены или занижены, практически невозможно. Тем не менее очевидно, что для некоторых категорий граждан они должны носить льготный характер вне зависимости от обоснованности или необоснованности тарифов, установленных для основной части автолюбителей. В случае необходимости требуемые затраты должно нести Правительство РФ, выполняя свои социальные обязательства.

Отметив неравномерное распределение по территории страны страховых взносов и выплат по всем видам страхования, участники экспертизы отметили, что собственно страхование здесь ни при чем, оно просто отражает уровень социально-экономического развития регионов и, соответственно, их потребность в данном виде финансовых услуг.

Вступление в ВТО

2003 год в целом оказался успешным в отношении присоединения России к ВТО, ряд встреч и заседаний рабочих групп сблизил позиции сторон. При этом открытое заявление об отказе от уступок по ключевым для российской экономики позициям свидетельствует о наличии взвешенного подхода и концентрации не столько на сроках вступления в ВТО, сколько на условиях. Позиция российской стороны в настоящее время выглядит примерно следующим образом - мы готовы к диалогу и присоединению к ВТО, однако делать это на условиях, удобных только нашим партнерам, мы не намерены. Весьма жесткая, но оправданная, на наш взгляд, позиция... Все это говорит о высокой вероятности окончания переговорного процесса к концу 2004 - началу 2005 года.

Макроэкономика