19.03.2004 09:35
Общество

Первый ребенок - самый умный

Интеллект ребенка тем ниже, чем больше его порядковый "номер" в семье и чем меньше интервал между родами
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3432)
Читать на сайте RG.RU

О лишении дураков наследства

Сакраментальный вопрос любого семейного спора: "В кого он такой уродился?", и вывод, что "улица во всем виновата", - вот вам суть молодой и перспективной отрасли психологии - психогенетики. Но при чем же здесь близнецы? Об этом корреспондент "РГ" беседует с самым известным отечественным психогенетиком Инной Равич-Щербо.

- Я начала заниматься "близняшками" в начале 70-х годов, - рассказывает Инна Владимировна,- причем это были первые исследования в области психогенетики после очень долгого перерыва.

- Неужели до этого никто не интересовался наследованием психических и психологических качеств?

- На волне относительной свободы в науке 20-х годов кое-кто занимался родственной нам евгеникой, пытаясь улучшить советского человека через отборное размножение. Кстати, недавно были рассекречены архивы Иосифа Сталина, и там обнаружено письмо нобелевского лауреата Германа Мёллера. Генетик утверждал, что в СССР созданы идеальные условия для евгенических опытов. И предлагал научно подбирать супругов, которые создадут идеального строителя социализма.

Выведением "лучшей породы" пытались заниматься гораздо раньше. В 1722 году Петр Первый издал Указ "О лишении дураков наследства". Я читала этот любопытный документ в Ленинке. Петр решил законодательно прекратить порчу нации. Правда, через год появились проблемы: кого считать дураком, а кого нет? И тогда вышел новый указ об освидетельствовании дураков в Сенате. Уровень развития проверяли с помощью вопросов "о всяком домовом состоянии". Умный с ними справлялся, и ему разрешали жениться, ну а если нет, то уж не обессудьте.

- Если честно, все это смахивает на опыты геббельсовского института Аненербе (наследие предков) по выведению "белого зверя"...

- Скомпрометировала себя не евгеника, а сама идея высших и низших рас. Между тем после того как стали известны некоторые работы евгеников, в США и Швеции были приняты законы о принудительной стерилизации умственно отсталых. А в Сингапуре он существует до сих пор.

- Как во времена безоговорочно марксистской уверенности в том, что обезьяна стала человеком, когда начала трудиться, нашим ученым удавалось работать над такими щекотливыми проблемами?

- Может быть, они и были щекотливыми, зато до сих пор актуальны. К примеру, у евгеников было исследование семей, из которых вышли академики РАН, интеллигенция, Герои Соцтруда. Хотя действительно поначалу на различных научных собраниях я постоянно слышала одну и ту же фразу: "Человек есть совокупность общественных отношений". Но психогенетика не про то, почему все люди получились вот такими - умеют говорить, нуждаются в общении и тому подобное, а про то, почему Вася умнее Коли, а Люся темпераментнее Вали.

- Часто учителя говорят: "Что, мол, с него возьмешь, он ведь из многодетной семьи..." Получается, много детей - некогда их развивать?

- "Средний" интеллект ребятишек в многодетной семье действительно ниже, чем в обычной. Первые дети получаются достаточно умными. Потом идет некоторое снижение умственных показателей. Насыщение интеллектом начинается с девятого-десятого ребенка. Просто к этому времени первенцы уделяют младшим то внимание, которого были лишены средние дети. Есть и другие закономерности. Интеллект ниже, чем больше "номер" рождения ребенка и меньше интервал между родами. И еще. Девчонки из многодетных семейств в интеллектуальном плане больше страдают, чем мальчишки. Это научный факт.

- Чем же близнецы как научный метод предпочтительней для генетика, чем, допустим, изучение генеалогического древа?

- Азы психологии: чтобы исследовать какие-то особенности, ну, скажем, у подростков, занимающихся спортом, нужна так называемая контрольная группа из обыкновенных школьников. А близнецы - сами прекрасный контроль друг для друга.

В семье не без министра

Несмотря на плодотворность метода лонгитюд, а говоря проще, многолетнее наблюдение за большими группами близнецов у нас в стране был только один. Близняшек шестилетнего возраста набрали по Москве 94 пары. Это было не так уж трудно: до недавних пор семьям с двойным прибавлением давали квартиры, как правило, в Коломенском, Чертанове, Медведкове. Вели "подопытных" до выпускного класса, исследуя этот необыкновенный феномен природы с самых неожиданных сторон. К примеру, замечены случаи необыкновенной "вежливости" близнецов. Некоторые из них говорят "Вы" даже друг другу. Объясняется это так называемым "эффектом пары". К таким детям обычно обращаются во множественном числе. Эту же грамматическую конструкцию они используют и в общении с посторонними.

Другое близнецовое чудо - это распределение ролей внутри пары. Обычен такой расклад: один налаживает контакты с окружающими - это "министр иностранных дел", а другой тем временем втихаря верховодит в паре - это, понятно, "министр внутренних дел". Впрочем, такое сосуществование - палка о двух концах, рассказывает сотрудник Психологического института РАО Надежда Зырянова. Во время одного из экспериментов выяснилось, что 20-летняя девушка из близнецовой пары читает только по слогам. Оказалось, что в детстве Маша хуже читала, поэтому ее чаще, чем сестру Наташу, сажали за книжку. Так и пошло: одна читает, а другая слушает.

Один ум на двоих

- Статистика подтверждает: близнецы в раннем возрасте чуть-чуть отстают интеллектуально, - наполовину соглашается с бытовым мнением Инна Равич-Щербо. - Ведь при многоплодной беременности выше процент недоношенности. Ну а дальше все зависит от того, насколько грамотны их родители. Действительно, родители обычно радуются, что дети не мешают, возятся в комнате. В итоге - отставание в развитии. И это вполне логично: чего еще ждать, если два полуторагодовалых человека обмениваются личным опытом?

Последние исследования ученых Психологического института рушат уже устоявшиеся представления о том, как правильно обучать школьников. Сейчас считается, что классы нужно делить на умников и "твердых" двоечников, которые играют в куклы под партой. Однако не все гены, отвечающие за особенности человека, одновременно включаются и становятся активными. С интеллектом еще сложнее. К примеру, наглядно-образное мышление вроде бы ярче всего работает в детстве. А если таким образом мыслит 20-летний недоросль? Он отстающий? Отечественные диагносты до сих пор отвечали утвердительно. Однако с помощью метода близнецов ученые выяснили, что именно наглядно-образное мышление определяет уровень интеллекта на протяжении всей жизни. Более того, если "измерить" эту способность у шестилетки, можно предсказать, получится ли из него Эйнштейн. Поэтому отправлять в коррекционный класс малыша, который вместо того чтобы решать задачки, рисует и фантазирует, глупо, и это мягко сказано.

Статистика
На земном шаре сейчас живут не менее 100 миллионов близнецов.
А в Москве их - 70 тысяч пар.
Но чаще всего близняшки рождаются в Африке. Так, в племени Ёробо - двойное прибавление у каждой двадцатой мамы. Говорят, это последствие любви к местному "хлебу" - ямсу.
Впрочем, хотя медики и считают, что близнецов становится все больше, точно сказать, почему это происходит, никто не может. Большинство ученых кивают на оплодотворение в пробирке. Однако есть данные, что в США близнецовый бум случился после того, как американские солдаты стали возвращаться после Второй мировой войны домой. Очевидно, его вызвал перерыв в брачной жизни. А вот экологическая причина не подтверждается.

Советы практикующего психолога

По возможности одевайте детей по-разному. Хотя внимательный наблюдатель и так видит, какие они разные, даже если рождены из одной клетки. К слову, Шекспир допустил ошибку, изображая Виолу и Себастьяна из "Двенадцатой ночи" похожими как "две капли воды". По составу генов дизиготные близнецы - обычные брат и сестра.

Учите детей обходиться друг без друга. Пусть по очереди гостят у бабушки, чередуясь, посещают детский сад. Неплохо, если и в школе они будут учиться в разных классах.

Поощряйте стремление близнеца завести собственную компанию и собственных друзей.

Не обращайтесь к близнецам: "Дети!" У них есть собственные имена.

Задания по дому должны быть индивидуальные, как и ответственность за их выполнение, чтобы каждый мог сказать: "Я сделал!", не "Мы сделали".

Особое внимание к дням рождения. Хорошо, если каждый получит свой именинный пирог, подарок и поздравление.

Однако не переборщите с подчеркиванием различий в близнецовой паре. Нельзя постоянно ставить одного в пример другому. Это приведет к ссорам и даже дракам.

Социология