20.03.2004 02:10
Власть

Новый формат власти

Текст:  Евгений Арсюхин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3434)
Читать на сайте RG.RU

Удвоим - успокоил он Президента, который, вставив в слова министров ремарку, выразил недовольство темпами экономического роста. По словам Грефа, при таких темпах, которые есть сейчас, задача удвоения ВВП через 10 лет достижима. Месяц назад Греф не показывал такого оптимизма, но сегодня это неважно: "За четыре года успех российской экономики очевиден и общепризнан: ВВП на душу населения увеличился в 1,39 раза в среднем и на 7,2 процента ВВП вырос в 2003 году", сказал министр. Это тем более показательно, что уровень жизни в России растет быстрее, чем даже амбициозно растущий ВВП: доходы населения поднялись больше чем вдвое, пенсии - почти вдвое. Граждане потребляют активнее, чем в последнем предреформенном 1990 году. Снизилось число регионов, которые живут хуже, чем страна в среднем, а число губерний, числящих себя в середняках, достигло 60 процентов. Так что "курс реформ имеет ярко выраженную социальную направленность", подытожил министр.

Разговор не только о быстроте роста, но и о его социальном качестве, похоже, власть заводит впервые.

Но Греф, надо отдать ему должное, не пытался скрыть, что почти все достижения взялись от дорогой нефти. А между тем "малина" заканчивается. По словам министра, темпы роста российского экспорта нефти уже в этом году могут снизиться до 13-15 миллионов тонн, дальше - и до 10 миллионов тонн в год. Причина - ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры. Так что если не проводить активные реформы, все вышеизложенное останется в памяти потомков в лучшем случае как приснопамятный 1913 год. Тем более что, по словам Грефа, Россия все плотнее садится на сырьевую иглу, а также ухудшаются "параметры социальной среды". Что сие означает? Греф охотно пояснил: "Это выражается в неудовлетворительном качестве и недоступности социальных услуг. Продолжается деградация ЖКХ, здравоохранения и образования. Чтобы изменить ситуацию, надо обеспечить приток в эту сферу дополнительных ресурсов".

И тут-то министр выдал залпом текст, который уже успели окрестить "тезисами на ближайшую четырехлетку". Реформы должны заключаться в том, чтобы в ближайшие четыре года повысить конкурентоспособность российской экономики для обеспечения социально приемлемых темпов экономического роста. Разговор не только о быстроте роста, но и о его социальном качестве, похоже, власть заводит впервые.

Качество определяется по неким параметрам, или ГОСТам, и Греф назвал эти ГОСТы. Число бедных не должно превышать 10-12 процентов населения. Для этого нужно сделать следующее. Резко усилить развитие малого бизнеса, особенно такого, который старается для населения. Создать условия, чтобы наши компании были конкурентоспособны на "открытых рынках" (читай - на мировых). Проводить взвешенную антимонопольную политику, реализовывать законодательство о техническом регулировании. Поддерживать российский экспорт. Также поддерживать производство хай-тек-продукции. Повысить эффективность государственного управления, разделить полномочия между уровнями власти, снизив нагрузку государства на бизнес. Наконец не стесняться использовать естественные преимущества российской экономики, то бишь природные ресурсы.

Итог: "У России есть уникальная возможность реализовать задачи, поставленные Президентом, на нас лежит ответственность за системное проведение реформ и обеспечение социальной стабильности общества", - закончил, как спел, Герман Греф.

Свести реформы с небес на землю и показать, какой кредит доверия дает государство бизнесу, выполняющему задачу удвоения ВВП, призван был Алексей Кудрин. Первые слова - и первая сенсация: Правительство не намерено менять 13-процентную ставку подоходного налога. Напомним, что буквально за неделю до выборов Президента Греф выступил с инициативой снять с предпринимателей часть единого социального налога (ЕСН), перебросив четыре процента на граждан, и сделать уже в 2005 году подоходный налог не 13, а 17 процентов. О реакции бывшего Правительства общественность узнать ничего не успела, поскольку не стало Правительства. Вчера Кудрин всех успокоил: "В ближайшее время и навсегда нужно сохранить и держать ставку в 13 процентов", - заявил он. Но Греф и тут парировал, что со словом "навсегда" не согласен.

Другое "хорошее от Кудрина": министр заявил, что с 2005 года намерен снизить ставку налога на имущество физических лиц с нынешних 2 процентов до 0,1, то есть в 20 раз. Правда, имущество оценивать по рыночным параметрам, а не по ставке БТИ. Так придется ли мне платить, извините за прозаизм, больше за мою дачу? Министр не ответил, но его замечание, что доходы бюджета возрастут, настораживает. От рыночной оценки скоро будет танцевать и земельный налог. Минфин также намерен "усовершенствовать налог на наследование и дарение".

Отдельная песня - про ЕСН. "Мы ставим задачу снизить ЕСН, и сегодня представили на обсуждение новую шкалу ЕСН, где ставка для главного интервала составляет 26 процентов, следующая ставка - 10 процентов". Хотя на коллегии Кудрин не назвал уровень годовых зарплат, при которых действует та или иная ставка, в предварительных материалах Минфина дело подавалось так. С 2005 года планируется установить ставку ЕСН в размере 26 процентов для годовых зарплат до 300 тысяч рублей, 10 процентов - для 300-600 тысяч, 2 процента - для зарплат свыше 600 тысяч рублей. Отсюда получается, что реальная эффективная ставка ЕСН в 2005 году снижается с 30,4 процента до 24,15. По словам Кудрина, в составе ЕСН отчисления на пенсионное обеспечение снизятся с нынешних 28 процентов до 20. Отчисления на страховую пенсию сохранятся на уровне 14 процентов, в то время как отчисления на базовую пенсию упадут. Отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования срежутся с действующих 3,6 процента до 2,8, на финансирование Фонда социального страхования сократятся с 4 процентов до 3,2. В интерпретации Кудрина это означает, что бюджет берет на себя всю нагрузку проведения реформы и фактически дарит бизнесу 280 миллиардов рублей.

Будет реформировано налогообложение сектора природных ресурсов, хотя единый налог на добычу полезных ископаемых сохраняется. Суть преобразований простая: пока нефть в цене, налога с нее и других ископаемых берут много, когда понизится - ставка налога также упадет. По такому же алгоритму будет изменяться и экспортная пошлина на нефть. В итоге бюджет должен получить "без ущерба для отрасли" дополнительно 2 миллиарда долларов при цене нефти в 27 долларов за баррель. Эта система будет внедрена через год-два.

Наконец, последнее, от чего должны по идее возрадоваться предприниматели: к 2006 году будет снижен НДС.

В целом все выглядит так: экономический блок Правительства готовит серьезный рывок, для чего предоставляет бизнесу солидный карт-бланш. Меньше налогов, меньше давления со стороны государства. Только работайте.

Госуправление Минфин Минэкономразвития