Минфин внес на рассмотрение в Правительство пять правил (стандартов) аудиторской деятельности "третьей очереди", одновременно с этим Департамент организации аудиторской деятельности Минфина подготовил проект приказа на приостановление лицензии аудиторских фирм, не выполняющих требование Закона "Об аудиторской деятельности" о наличии в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Как сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" руководитель департамента Минфина Андрей Крикунов, речь в документе идет о приостановлении лицензий 57 аудиторским организациям.
То, что Минфин усилит контроль за деятельностью аудиторских фирм, стало ясно в феврале, когда Правительство приняло концепцию поправок к закону об аудите, которые закрепят за Минфином функцию лицензирования аудиторской деятельности. Тем самым передача этой функции саморегулируемым организациям (СРО) откладывается на неопределенное время. Причины подобного решения, считают эксперты, очевидны - российский аудит еще недозрел до саморегуляции. А после череды скандалов на Западе, достаточно вспомнить "Энрон", российские чиновники озаботились усилением роли государства в регулировании аудиторской деятельности, с целью повышения качества аудита.
Приостановление лицензии аудиторским фирмам, пояснили нам в Минфине, основано на требовании закона, который вступил в силу с сентября 2003 года, о наличии не менее пяти аттестованных аудиторов. Для российских фирм это было определенным "ударом", так как по предыдущим правилам аудиторской игры таких специалистов в фирме можно было иметь не более одного человека. Сами аудиторы считают, что за столь короткое время действия закона трудно подготовить и получить на работу грамотных специалистов. Однако напомним - над законом об аудиторской деятельности работа шла не один год и времени на подготовку, на наш взгляд, было достаточно.
Тем не менее, по словам Андрея Крикунова, в ноябре примерно половина участников рынка не выполнили требование закона. К 1 января текущего года их число сократилось примерно до 30 процентов, а на сегодня таких фирм осталось около 20 процентов. При этом, следует напомнить, что Минфин осенью прошлого года направил соответствующие предупреждения фирмам, которые не придерживались правил закона. И, отметим, большинство из них выполнили эти требования. Этот приказ является "первой ласточкой" в усилении контроля за деятельностью аудиторских фирм.
Пять правил, которые Минфин внес на рассмотрение в Правительство, включают в себя такие стандарты как: согласование условий по проведению аудита, обязанности аудитора при рассмотрении ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита, учет требований нормативно-правовых актов в ходе аудита, понимание деятельности аудируемого лица и аудиторская выборка. Эти стандарты были одобрены Советом по аудиторской деятельности в сентябре прошлого года. Затем они прошли соответствующие согласования в Минэкономразвитии, Минимуществе, ФКЦБ и Минюсте.
Необходимость более жесткого контроля, равно как и более четкая деятельность аудиторских фирм, диктуются, в первую очередь, предстоящим переходом на Международные стандарты финансовой отчетности. Сегодня к тревожным фактам можно отнести сохранение так называемых карманных аудиторских фирм, в том числе для проведения обязательного аудита, а также привлечение к проверкам недобросовестных аудиторов для отстаивания личных интересов руководителей предприятий. Недобросовестный аудит, в свою очередь, мешает в определенной степени привлечению инвесторов. Так называемые крупные консервативные инвесторы идут только туда, где есть в наличии финансовая "прозрачность" компаний.
Вступление России в ВТО усилит конкуренцию и на рынке аудиторских услуг. На сегодняшний день как минимум 19 тысяч практикующих аудиторов не являются членами аккредитованных профессиональных объединений. Именно они могут не выдержать конкуренции с западными коллегами. К слову сказать, в рамках административной реформы прорабатывается вопрос и об обязательном членстве участников в этих объединениях, что, считают в Минфине, поможет повысить качество российских аудиторских услуг.