23.03.2004 03:00
Экономика

Как выйти на фондовый рынок

И не прогадать
Текст:  Юрий Данилов (старший советник по макроэкономике Фонда "Центр развития фондового рынка")
Российская Бизнес-газета - : №0 (452)
Читать на сайте RG.RU

Продумайте стратегию

Большинство российских предприятий совершают крупную ошибку при первом же шаге - редко кто из инициаторов выхода на рынок четко представляет алгоритм своего дальнейшего поведения. Нередко предприятие, уже зарегистрировав проспект эмиссии, собрав консорциум андеррайтеров, запланировав дату размещения, задается вопросом: зачем все это? Почему не банковский кредит? Поэтому рекомендация номер один - прежде чем выходить на рынок, продумайте стратегию привлечения инвестиций на ближайшие 5-7 лет, сформулируйте свои потребности в ресурсах, определите основные параметры инструментов, с которыми предполагаете выйти на рынок, и рынков, где намечаете работать. Все это должно стать составной частью общей стратегии развития предприятия на среднесрочную перспективу.

Для российских предприятий эффективный объем привлечения инвестиций на рынках еврооблигаций и АДР колеблется в пределах от 100 до 700 миллионов долларов, а на внутреннем корпоративном рынке - в диапазоне от 300 миллионов до 10 миллардов рублей.

Промежуток времени от начала разработки стратегии выхода предприятия на рынок ценных бумаг до первого привлечения с него финансовых ресурсов достаточно длителен. Во второй половине 90-х годов он составлял для российских предприятий от 2 до 5 лет. После кризиса быстрота мышления отечественных менеджеров существенно возросла, но и сейчас этот период занимает 1-3 года. Тем не менее размещение ценных бумаг в соответствии с обоснованной стратегией существенно повысит эффективность привлечения как конкретных средств, так и финансов предприятия в целом.

Как выбрать инструмент?

Много значит и выбор инструмента привлечения долгосрочных инвестиций. Классификация этих инструментов в комбинации с целевыми рынками дает следующий перечень наиболее реальных способов привлечения инвестиций для российских предприятий: выпуск корпоративных облигаций с размещением на внутреннем рынке; еврооблигаций (размещаемых на наднациональном рынке); выпуск американских депозитарных расписок третьего уровня на акции российской компании, размещаемых на американском рынке или в ряде случаев за пределами США; акций с размещением на внутреннем российском рынке.

За последние четыре года наиболее популярным среди российских компаний был выпуск еврооблигаций. Они позволили привлечь более 13 миллиардов долларов (64,8 процента от всего объема инвестиций, привлеченных всеми российскими предприятиями - финансовыми и нефинансовыми на рынках ценных бумаг за этот период). Почти 31,9 процента "фондовых" инвестиций пришлось на внутренний рынок корпоративных облигаций, тогда как на рынке АДР - 3,2 процента, а на внутренний рынок акций - около 0,1 процента.

Эти соотношения хорошо характеризуют те риски, с которыми столкнется эмитент. Российские предприятия предпочитают размещать долговые ценные бумаги, опасаясь, что контроль через концентрацию пакета акций окажется в чужих руках. В тех случаях, когда предприятия идут на размещение акций, они делают это в основном на американском рынке (через выпуск АДР), распыляя пакет среди портфельных инвесторов.

Однако есть признаки того, что ситуация скоро изменится. Уже сейчас руководители крупнейших российских инвестиционных банков говорят о 5-6 предприятиях, которые в течение ближайшего года могут осуществить так называемое IPO (дословно - начальное публичное предложение) своих акций на внутреннем рынке.

Выбор конкретного инструмента привлечения инвестиций и целевого рынка должен осуществляться предприятием в каждом конкретном случае с учетом таких факторов, как требуемый объем привлечения; срок, на который требуются финансовые ресурсы; рентабельность тех инвестиционных проектов, для финансирования которых привлекаются инвестиции; прогноз курса национальной валюты; возможная доходность выпускаемых долговых инструментов в сопоставлении с теми следствиями (рисками), которые характерны для выпуска акций; наличие ограничений на выпуск акций, связанных с законодательными требованиями, позицией основных групп акционеров, и т.д.

Различные инструменты привлечения инвестиций имеют свои плюсы и минусы. И выбор их, как и целевых рынков, носит ярко выраженный индивидуальный характер. Наиболее тяжело разобраться в этом нефинансовому предприятию. Поэтому ему стоит довериться финансовому консультанту предприятия либо специально привлеченным аналитикам.

Существенное влияние на выбор целевых рынков оказывает возможный объем эмиссии. Зарубежные рынки (еврооблигаций и АДР) позволяют привлечь существенно больший объем инвестиций. Естественно, что чем больше привлечения, тем меньше удельный вес издержек, связанных с организацией выпуска ценных бумаг. По нашим оценкам, в настоящее время для большинства российских предприятий эффективный объем привлечения инвестиций на этих рынках колеблется в пределах от 100 до 700 миллионов долларов. Меньшие объемы невыгодны из-за роста затрат на организацию выпуска выше приемлемого уровня. Более высокие объемы также приводят к росту издержек, которые связаны с необходимостью активнее работать с инвесторами, более полно раскрывать информацию, а также предлагать более выгодные ценовые условия размещения.

Поэтому эффективное обращение к внешним рынкам возможно в основном для крупных предприятий. Для более мелких выгодно иметь дело с внутренним рынком. Скажем, на российском рынке корпоративных облигаций привлечь инвестиции имеет возможность практически любое предприятие, вне зависимости от региональной привязки и отраслевой принадлежности, которое готово соответствовать запросам инвесторов и установленным нормативным требованиям. На этом рынке эффективный объем привлечения для большинства предприятий сегодня колеблется в диапазоне от 300 миллионов до 10 миллиардов рублей.

Естественно, каждому выходящему на фондовый рынок придется потратиться. Затраты предприятий складываются в основном из оплаты услуг финансовых и юридических консультантов; аудиторов и рейтинговых агентств; андеррайтеров; расходов на раскрытие информации; организацию road-show (встреч с инвесторами); оплаты налога на операции с ценными бумагами (кроме случая выпуска еврооблигаций); затрат на создание SPV в случае выпуска еврооблигаций (от имени которого, собственно, и выпускаются еврооблигации, по которым конечный заемщик, как правило, выступает в качестве гаранта); оплаты биржевого сбора и услуг агента по листингу (в случае, если размещение ценных бумаг осуществляется через биржу).

Однако если предприятие ориентировано на долгосрочное использование возможностей рынка ценных бумаг как источника инвестиций, оно сможет со временем снизить эти затраты. Во-первых, за счет более выгодных условий привлечения (ставка процента и срок заимствования при размещении облигаций) и, во-вторых, благодаря отнесению значительной части затрат на последующие выпуски.

Когда лучше заявить о себе

Успех премьеры зависит и от времени, когда предприятие решило выйти на рынок. Одному и тому же выпуску ценных бумаг в разное время могут соответствовать весьма различные ценовые условия.

Подсказать нужный момент должен прогноз динамики процентных ставок (при размещении долговых ценных бумаг) либо фондовых индексов (при размещении акций). Прогноз динамики процентных ставок опирается на результаты прогноза ряда макроэкономических параметров (например, при размещении облигаций на внутреннем рынке - показателей денежной массы, объема внутреннего государственного долга и т. д.), прогноз изменения некоторых индивидуальных характеристик самого эмитента, а также на данные об объемах предполагаемых размещений корпоративных облигаций в определенный промежуток времени.

И, наконец, последнее. К кому обратиться за помощью при первом выходе на рынок? Сегодня у нас достаточно участников процесса размещения ценных бумаг, готовых подсобить эмитенту при подготовке эмиссии и размещении ценных бумаг - финансовые и юридические консультанты, андеррайтеры, аудиторы и т.д. Без помощи этих профессиональных участников рынка предприятие практически обречено на неудачу - по крайней мере все попытки российских предприятий самостоятельно привлечь средства на рынке корпоративных облигаций в течение последних трех лет были неудачными, не говоря уже о привлечении на рынках еврооблигаций и АДР, на которых такое в принципе невозможно.

Наиболее эффективный способ выбора финансовых организаций, сопровождающих нефинансовое предприятие в его пути на рынок ценных бумаг, - проведение конкурса предложений претендентов. Но здесь встает другая проблема - как квалифицированно оценить предложения кандидатов. Например, один из претендентов в андеррайтеры обещает обеспечить привлечение на рынке еврооблигаций 300 миллионов долларов на 5 лет под 10 процентов годовых, а другой - 250 миллионов долларов на 10 лет под 11 процентов годовых. Чье предложение выгоднее? Тут возникает по-своему парадоксальная ситуация - для того, чтобы выбрать финансового консультанта, требуется еще один консультант - независимый, в смысле не вовлеченный в конкуренцию на финансовом рынке. Практика показывает, что в отдельных случаях с ролью такого "внутреннего" консультанта неплохо справляются научные организации.

Фондовый рынок