23.03.2004 07:00
Происшествия

Радзиховский: Испания капитулировала перед Аль-Каидой

Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3435)
Читать на сайте RG.RU

Годовщину "американской агрессии в Ираке" народы мира отметили
банально - антиамериканскими демонстрациями. "Прогрессивное человечество"
в отношении к США едино как никогда (включая людей доброй воли в самих
США). Согласно проведенным опросам, около 90% жителей мусульманских стран
и примерно 80% европейцев гневно осуждают "империю зла". Поистине - триумф
глобализма!

Правда, дальше между братьями по антиамериканизму (заодно и антисемитизму) есть небольшие разногласия, которые довольно ярко проявились 11 марта.

В своей статье в "РГ", написанной сразу после "новой Герники", я предположил порядочную глупость: мол, если Европа не хочет капитулировать, а думает еще "подрыгаться", то она пойдет на военно-политический союз с Россией и США. Нашел дураков! Зачем заключать какие-то там "союзы" - да еще с кем?! С американскими агрессорами или с русскими варварами?! Есть куда более простой, надежный и изящный выход из ситуации - капитуляция.

Многомиллионные демонстрации в Испании в сочетании с результатами выборов в парламент и решением нового правительства о выводе войск из Ирака означают единодушную общенародную капитуляцию.

Известно, что участие в иракской войне было с самого начала более чем непопулярно в Испании. Но правительство у них было слабое - и оно "прогнулось под американцев", послало войска. Послало так же неохотно, как когда-то Франко отправлял свою "голубую дивизию" на Восточный фронт. Сейчас правительство тоже слабое - под давлением народа "прогнулось" в противоположную сторону.

Вполне возможно, что нельзя было посылать войска против воли народа, и это была ошибка, которая, как известно, "хуже, чем преступление". Но, во всяком случае, отзыв войск ПО ПРЯМОМУ ТРЕБОВАНИЮ ТЕРРОРИСТОВ - это уж точно КАПИТУЛЯЦИЯ. Хуже капитуляция, чем преступление, или лучше - на эту тему могут еще долго упражняться европейские остроумцы, авторы блестящих афоризмов. "Аль-Каида" впервые одержала не пропагандистскую, а несомненную "математически строгую" ПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОБЕДУ. Они наступили-таки ногой на лицо Европы!

Разумеется, это де-факто, хотя и не де-юре, решение не только гордых идальго, дон кихотов и дон гуанов, но всей "объединенной Европы" (за исключением Британии). Старый (слишком старый?) Свет беззащитен не перед террористами, а перед эпидемией "испанки", этой наследственной болезни Европы.

Да, "умиротворение агрессора", которое в переводе на простой язык означает "поощрение", - добрая европейская традиция. В 1938 году, когда Чемберлен и Даладье спасли мир, капитулировав в Мюнхене, прогрессивные народы Европы горячо, всем сердцем их поддерживали. Правда, тогда в Европе был один поджигатель войны (пишу без кавычек - он действительно поджигал войну против Гитлера) - сэр Уинстон Черчилль. Тогда сэр Уинстон отрубил: "Мы потерпели полное и сокрушительное поражение... Мы находимся в центре грандиозной катастрофы. ...И не надо думать, что этим все кончится. Это только начало".

Впрочем, всякая аналогия хромает, да и вообще это было давно и неправда...

Вернемся в день сегодняшний. Испанское правительство сказало, что выведет войска. "Аль-Каида" с удовлетворением приняла капитуляцию и объявила, что новые теракты будут не в Испании. Чудесно. Но сказать - легко, вывести - трудно. Проклятая Америка будет давить - и, как легко представить, испанское правительство, которое не обозначило срок вывода войск, не слишком поторопится с этим делом. А ведь с шантажистами договариваться - штука мудреная, аппетит приходит во время еды, а ребята они голодные и нервные. А ну как завтра они объявят, что их обманули, что вывода войск нет, и... Но - не будем о страшном. Старуха процентщица Европа мирно разойдется с исламским Раскольниковым. Все будет хорошо: ведь европейцы так этого хотят! Они так показывают свою полную готовность... на все. Ну - почти на все...

Но какова же позиция России во всей этой заварухе? Испанские взрывы мы слабо слышим (как известно, нас не слишком-то потрясают и взрывы московские. Но какова наша "национальная самоидентификация" по отношению к войне в Ираке?

Известно, что эта война была агрессией Америки против фашистского режима Саддама. Известно, что повод для агрессии был лживым - оружия массового поражения в Ираке не нашли (кстати, США не стали заниматься тут выгодными для себя фальсификациями). Но что бы ни было причиной для войны, сегодня ситуация такая, что США, несомненно, сражаются в Ираке с силами международного исламского терроризма. Победа США в Ираке будет победой США. Поражение США станет победой международного терроризма - победой не над США, а над всем западным, христианским и демократическим миром.

Иммунитет, заставляющий сопротивляться терроризму, у нас сильнее, чем у Европы. И дело не в том, что Россия раньше Европы на своей шкуре узнала, что такое исламский терроризм. Европа по мере того, как узнает то же самое, гнется все ниже и ниже. Россия - не гнется. То ли человеческая жизнь у нас подешевле стоит, то ли русские просто храбрее будут. Наполеон говорил, что одни солдаты перед лицом опасности краснеют, другие - белеют. Так вот, путинская Россия - краснеет, социалистическая Европа - уже побелела.

Но из того, что Россия готова драться с террористами, вовсе не следует ответ на другой вопрос - об отношении к США, к их "агрессии в Ираке".

Россия, судя по опросам, примерно так же не любит "мирового жандарма", как не любит его Европа.

Но вот перед нами мировой жандарм и мировой терроризм. Каждый нам по-своему противен, а они борются друг с другом. Каково место России в этой борьбе? Враг моего врага - мой друг. Другой дружбы в политике не бывает. Просто надо понять: какой из моих врагов "главнее".

Можно принять, что главный враг для России - США. Враг политический, экономический, культурный, да просто "экзистенциальный". Эта позиция очень популярна в народе, не менее любима она и элитой. Правда, непонятно, с кем же дружить "против США"? Хусейна - нет, бен Ладен - далече... Может, задружиться с европейцами, с испанцами, скажем? Хорошие союзники, главное - верные.

Можно принять, что главный враг - террористы. Глобально-международные, те, что работают на бен Ладена, Басаева, зовут себя шахидами и ставят целью уничтожение христианской цивилизации. Тогда вроде бы логично дружить с США - высокомерными, эгоистичными, лезущими не в свое дело, но все-таки не взрывающими метро в Москве, поезда в Мадриде, дома в Багдаде.

Впрочем, можно и в этом случае ни с кем не дружить: с Басаевым мы точно управимся без США. Но вот если видеть в басаевых только малую ячейку всемирной сети, наброшенной на западный мир (включая, конечно, Россию), то тогда и воевать надо со всемирной сетью. Победить в мировой войне на отдельно взятом участке - невозможно. А для реальной победы в МИРОВОЙ ВОЙНЕ нужны реальные союзники.

В 1941-м Черчилль и Сталин смогли дружить против "общего сатаны". Им было легко - они были грубые, циничные, да просто свирепые политические волки. И время было соответствующее.

Сегодняшним политикам РФ, США, Англии договориться труднее - все натуры тонкие, самолюбивые, интеллигентные. Это хорошо. А если время тоже тонкое и интеллигентное - и того лучше. У нас на дворе - такое время?

Мировой терроризм