25.03.2004 04:10
Экономика

Бывший глава Гохрана приватизирует "русскую огранку"

Бывший глава Гохрана приватизирует "русскую огранку"
Текст:  Сергей Петров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3437)
Читать на сайте RG.RU

Так называемая "русская огранка", по мнению знатоков ювелирного дела, относится к числу таких национальных символов, как "русская водка" или "русская икра". Под именем "русской огранки" на мировой рынок выходят бриллианты, произведенные из лучших якутских алмазов, отвечающие высочайшим стандартам. В известной мере данный термин является синонимом слова "качество". В мировой англоязычной классификации бриллиантов russian cut (русская огранка) соответствует ideal cut (идеальная огранка или абсолютно безупречный бриллиант). Именно такие бриллианты традиционно создает государственное унитарное предприятие "Кристалл", расположенное в Смоленске. Однако национальный бренд достался не ему. Кому же?

В принципе регистрация патента на товарный знак - явление обычное. Популярная торговая марка обеспечивает устойчивый сбыт и рост капитализации предприятия. Однако появление хозяина у "русской огранки" привлекло внимание по другим причинам. Если "Центр изучения и оценки юридических и экономических проблем бизнеса" - компания малоизвестная, то этого не скажешь о его владельцах. Среди них бывший глава Гохрана Герман Кузнецов и его бывший помощник по этому крайне закрытому ведомству Владимир Скрипниченко. Имя последнего знакомо скорее профессионалам рынка драгоценных камней и металлов. Другое дело - Герман Серапионович Кузнецов. Еще не так давно его имя не сходило с газетных полос.

Начало биографии Германа Кузнецова не выходит за рамки привычной советской карьеры. Родился, учился, работал на заводе, поступил в партшколу и, как принято было говорить, "пошел по партийной линии", которая привела его в кресло 2-го секретаря Фрунзенского горкома в Киргизии. Он мог бы и дальше подниматься в иерархии КПСС, но период распада СССР открыл для него куда более привлекательные горизонты. В начале 1991 года, будучи уже вице-президентом Кыргызстана, он вместе с Акаевым фактически поддержал Ельцина. После этого Кузнецов возглавил республиканский КГБ, а через год стал вице-премьером правительства. Возможно, это совпадение, но в тот период в Кыргызстане разразился скандал, связанный с деятельностью фирмы "Сеабеко", руководимой небезызвестным Борисом Бирнштейном. По сей день то тут, то там встречаются публикации об организованной им сделке по масштабному вывозу киргизского золота в Швейцарию. В результате были похоронены многие яркие карьеры, включая тогдашнего главу правительства Кыргызстана.

Что касается Германа Кузнецова, то он не только не пострадал, но и перебрался в Москву, где занял видную позицию в Госкомитете по сотрудничеству со странами СНГ. Со многими лидерами этих государств у него к тому времени сложились отношения, позволяющие доверительно решать самые щекотливые проблемы. Например такие, как внешний долг. По мнению наблюдателей, Кузнецов добился официальной фиксации задолженностей бывших "братских республик". Однако немало говорилось и о том, что именно его кипучая энергия помогла выгодно реструктурировать эти долги, обеспечив стремительное обогащение близких ему коммерческих банков.

В разгар предвыборных боев в 1996 году Кузнецова назначили заместителем министра финансов, которыми он начал, как всегда уверенно, распоряжаться. Многие СМИ тогда связывали имя Кузнецова с тем, что в июне 1996 года из здания на Ильинке в Белый дом была доставлена "коробка из-под ксерокса", ставшая затем символом самых грязных избирательных технологий. Непонятно, правда, кого таким образом компрометировал Герман Серапионович: Чубайса, который в ту пору был руководителем предвыборного штаба Ельцина, или Коржакова с Барсуковым. Также неизвестно, все ли деньги попали в ту самую коробку или только часть из них.

Победителей не судят. Не судят победители и сами себя. Постов лишилась команда Коржакова, а Герман Кузнецов возглавил Гохран. Совмещение должности замминистра финансов с руководством Гохрана обеспечило ему на три года безраздельный контроль над одной из самых закрытых и доходных сфер - производством и реализацией драгоценных камней и металлов. Вообще 90-е годы оставили у российских ювелиров крайне неприятные воспоминания. Громадные стратегические запасы алмазов, накопленные в советское время в Гохране, стремительно реализовывались через многочисленные гранильные предприятия, образованные зарубежными предпринимателями. Под популярным лозунгом либерализации на этот рынок начали просачиваться сомнительные бизнесмены и теневой капитал. Затянувшаяся на годы афера "Голден АДА" серьезно подорвала репутацию российской алмазодобывающей промышленности в глазах зарубежных партнеров. Те же, кто был призван стоять на страже закона и государственных интересов, сами извлекали из организованного беспредела немалую выгоду. Ответственность несли как обычно "стрелочники".

Что касается Германа Кузнецова, то он демонстративно включился в охоту на Козленка и его подельников. Тем временем ювелирный бизнес, зарегистрированный на близких родственников и друзей руководителя Гохрана, "неожиданно" расцвел и резко пошел в гору.

Однако 1999 год внес свои коррективы. Кузнецов распрощался с постами в Минфине и Гохране, но предстоящая смена политических эпох в стране давала надежду на получение новых преференций от ослабленного государства. Бывший "серый кардинал" Кремля Борис Березовский начал активную работу с губернаторами. По всей видимости, политические интересы Борис Абрамович активно сочетал с коммерческими. Пристальный интерес Березовского к алмазному рынку, его тайные маневры с крупнейшим израильским диамантером Леваевым, попытки перетянуть на себя российские алмазные проекты в Анголе - все это делало контроль над АЛРОСА ключевым элементом планов олигарха. Захват бизнеса через менеджмент - в этом Борису Абрамовичу не было равных.

Герман Кузнецов, проверенный человек по выборам 1996 года, вполне мог быть идеальным кандидатом на роль главы Якутии. Однако Кремль отказался торговаться с "региональными баронами". Президентом Республики Саха (Якутия) стал лояльный центру Вячеслав Штыров, Николаев отправился в Совет Федерации, а Кузнецов решил переждать сложные времена в Национальном резервном банке. В 2002 году, выковав себе образ "государственника", отвечающий духу времени, он получил-таки пост первого вице-президента АЛРОСА и немедленно начал наверстывать упущенное время.

Он то лоббировал на пост руководителя гранильного предприятия "Алмазный мир" своего помощника по Гохрану Владимира Скрипниченко, то вопреки здравому смыслу громогласно заявлял о готовности АЛРОСА сократить торговлю с Де Бирс, то навязывал бельгийскую компанию Rosyblue для финансирования разработки алмазов под Архангельском. Особенно много шума наделала история о попытке Кузнецова заключить чуть ли не тайную сделку с ливанской компанией Horizon Development по совместному сбыту алмазов и бриллиантов. АЛРОСА отмежевалась от этой истории, но отголоски самодеятельности Кузнецова звучат до сих пор. Политический скандал разворачивается вокруг закона об алмазной промышленности Ливана, отвергнутого президентом этой страны в начале марта 2004 года. Аналитики полагают, что причиной негативной реакции президента Ливана на законопроект стала чрезмерная лоббистская активность той самой Horizon Development.

На фоне таких поистине транснациональных амбиций притязания на "русскую огранку" выглядят, конечно, проходным эпизодом. Однако как не заметить, что, занимая вторую позицию в государственной компании, Кузнецов инициировал регистрацию этого товарного знака на принадлежащую ему фирму. Весьма своеобразное представление о корпоративной этике.

Летом прошлого года терпение руководства АЛРОСА иссякло, и Герман Кузнецов был вынужден написать заявление об уходе по собственному желанию. Но, как и раньше, он не собирается оставлять этот бизнес. Та же "русская огранка" прихвачена, по всей видимости, впрок, на продажу. Ведь у Кузнецова нет своих гранильных предприятий. Зато на фоне слухов о возможной приватизации смоленского "Кристалла", по праву претендующего на "русскую огранку", возможности манипулирования национальной маркой могут оказаться далеко не лишними. Бывшему главе Гохрана поговорка "Что охраняешь, то и имеешь" должна быть знакома.

27 февраля 2004 года коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки целевого использования внебюджетных средств Гохрана России. Обнаружилось много претензий, особенно по деятельности Гохрана в конце 90-х годов. Сегодня, когда государство наконец ясно сформулировало приоритет борьбы с коррупцией, деятельность тех, кто был поставлен на самые ответственные участки, должна быть на виду.

Товары и цены