26.03.2004 02:00
Общество

Цыганская жемчужина

31 марта примадонна Театра "Ромэн" Екатерина Жемчужная приглашает вас на свой юбилей
Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (3438)
Читать на сайте RG.RU

Когда Екатерина Жемчужная приглашает к себе в гости, а дом ее прямо в центре столицы, невозможно отказаться - так доброжелательно и душевно звучит ее голос. Голос у нее обволакивающий, чарующий, несуетливый.

А как Екатерина Андреевна одевается! Либо вся в белом, либо вся в красном в контраст со жгучими черными волосами и глазами. Красный - ее стихия. Это горячая кровь, это красный бархат театра, это красное платье Кармен.

Она и в жизни вся такая жгучая

Юрий Петрович Любимов, у которого Екатерина Андреевна училась, недавно ее увидел и не смог скрыть восхищения: "Вы такая дама!"

"Катя олицетворяет все лучшее, что есть в цыганах, в народных традициях. Она олицетворяет единственный в мире Театр "Ромэн", - говорит артистка Людмила Касаткина. - В крови цыган живет свобода, а в цыганских женщинах есть что-то особенное, ради чего мужчины могут отдавать свои жизни".

У Жемчужной особый дом, с особым миром. Квартира с высокими потолками, белыми стенами, белыми шкафами, огромными светлыми пространствами. Если свет в квартире холодный, то и хозяева обычно холодные. В квартире Жумчужных обстановка радушная, теплая, сердечная. Домработница Рая в платье-"татьянке", угощая чаем, жалуется, что хозяин дома ничего не ест - только постное, а вместо хлеба - сухари. Потому как Великий пост.

В гостиной висят фотопортреты родных и близких людей. Глава семьи - Георгий Николаевич Жемчужный - народный артист России, профессор РАТИ (ГИТИС). Красавица дочь, Ляля Жемчужная - заслуженная артистка России, выпускница двух факультетов ГИТИСа и одна из любимых учениц Галины Борисовны Волчек. Внуки - Андрей, ученик музыкальной школы, и четырехлетняя Настенька (Анастасия Романовна, как зовет ее бабушка).

И во весь рост - парадный портрет хозяйки, который называется "Невечерняя" - по песне, которую она исполняет.

31 марта Екатерина Андреевна Жемчужная приглашает на свой юбилейный день рождения в ГЦКЗ "Россия". В праздничном вечере примут участие артисты театра "Ромэн" и артисты Театра имени Маяковского, где Жемчужная участвует в спектакле "Братья Карамазовы".

Судьба

Окончив девятый класс, Катя приехала в Москву к родственникам на каникулы. Приехала в одном платье. Тонюсенькая красавица, на руках белые перчатки, на голове бабетта. Попала в Театр "Ромэн" на спектакль "Сломанный кнут". После представления главный режиссер театра Семен Аркадьевич Баркан стал спрашивать, откуда приехала, зачем. Предложил устроить ей просмотр прямо в фойе. Собрались актеры, она пела, танцевала. Приговор был для нее неожиданный: "Мы тебя берем". Так она попала в студию Театра "Ромэн", отучилась четыре года, была зачислена в труппу, чуть позже поступила в ГИТИС. За год после окончания студии сыграла пять главных ролей.

В девятнадцать лет она играла с такими актрисами, как Ляля Черная, Ольга Янковская, Ольга Петрова. Ляля Черная брала ее с собою на концерты, на которых собирались известные на всю страну актеры. Совсем девчонкой участвовала в концертах с Марком Бернесом, Лидией Руслановой.

Это очень важно - видеть ту высоту, которой надо соответствовать.

С будущим мужем Катя познакомилась в студии. Когда она его увидела - невероятно красивого, талантливого, - в голове пронеслось: "Судьба! Судьба".

Он оказался гордым цыганом, а она тоже была не подарок. За пять лет в их взаимоотношениях не было никакой интимности.

Екатерина Жемчужная могла бы учиться в консерватории, куда ее приглашала Нина Дорлеак, жена Святослава Рихтера, но по дороге в консерваторию на углу "Маяковки" Катя встретила Георгия, и вместо экзамена он увел ее в ресторан.

Из театра они вместе ушли (как говорит ее муж, "ради любви") в ансамбль, которым руководил отец Георгия - родоначальник династии Жемчужных, автор музыки к фильму "Табор уходит в небо" (Евгений Дога музыку лишь аранжировал).

Эмиль Лотяну в своем фильме "Золотые цыгане Москвы" посвятил короткий, но выразительный эпизод Ляле - дочери Жемчужной. Родилась Ляля прямо во время концерта ансамбля, которым руководил ее дед и в котором выступал ее отец. Екатерина Андреевна пришла посмотреть концерт, но с концерта ее увезли в роддом.

Еще до окончания концерта конферансье объявил: "У Георгия Жемчужного родился сын!"

Когда после спектакля артисты пили шампанское за сына, молодой отец, ошалев от радости, примчался в роддом, где обнаружил, что его жена разродилась дочерью.

И тогда старейший династии поднял тост: "За цыганскую дочь! Артисткой станет!"

Первую свою роль Ляля сыграла в четыре года. Посмотрев из-за кулис спектакль "Цыганка Аза", она дома нарядилась в мамино платье и бусы. Однажды обеспокоенные родители нашли Лялю лежащей на полу. "Тише, тише, - сказала она, - я умираю".

Кинематограф

Екатерина Жемчужная сыграла в 21 фильме. Ее первым фильмом стал "Вечный зов", где она играла жену Поликарпа Кружилина.

- Мы с мужем были в Доме кино. После концерта к нам подошли двое симпатичных мужчин, желавших со мной о чем-то поговорить. Георгий уже собирался драться. Слава богу, не пришлось. Подошедшие оказались режиссерами Краснопольским и Усковым.

На съемку в Башкирию я летела вместе с Ефимом Копеляном. Нам выделили "кукурузник". Я вырядилась во все белое: брючный костюмчик, босоножечки. Копелян все поглядывал на меня, в его глазах мелькала улыбка. Ее смысл я поняла по приезде: грязь непролазная, народ в телогрейках и резиновых сапогах, а я в босоножках.

- Кто тут моя "жена"? - разыскивал на съемочной площадке артист Вельяминов.

Мы с ним должны были играть "любовь".

- Не буду я целоваться, - упиралась я, - у нас, у цыган, на первом месте во взаимоотношениях стоит верность.

- Катюша, ты же актриса, - уговаривал меня режиссер. - Обнимайтесь...

- Не буду, а то у меня развод будет!

А Вельяминов говорил: "Катенька, ваш муж, когда посмотрит этот фильм, вас любить еще больше будет".

- Ну и как ваш муж реагировал на "любовь"?

- С юмором. Лялечка, дочка наша, еще маленькая тогда была и все спрашивала его: "Мама со съемок не звонила?". - "Да нет, некогда ей, она там замуж вышла".

После "Вечного зова" сыграла цыганку Карму у Татьяны Лиозновой в "Карнавале". Лиознова сказала после съемок: "Твой образ Кармы - это совесть фильма". Были фильмы "Цыганское счастье", "Чардаш Монти". В "Цыганке Азе" сыграла многодетную Стасю. В фильме Сергея Никоненко "Цыганское счастье" играла с Федосеевой-Шукшиной. Потом были "Королева Марго", "Олигарх". Вместе с дочкой снялась в картине "Очищение". Ее действие происходит в женской колонии...

- Судьбы ваших героинь часто трагичны. Но духом они остаются сильны. Сыгранные характеры - это собирательный образ?

- Лишь отчасти. Цыгане ассоциируются в сознании многих с искрометностью, бесшабашностью, а мне ближе глубина, задумчивость. Этими качествами обладают и те женщины, которых я играю.

Кармен

Было время, когда Театр "Ромэн" процветал. Сегодня театр выживает. Но недавняя премьера "Вива, Кармен!" дала шанс вспомнить о единственном в мире цыганском театре. Этот спектакль был бы невозможен без семьи Жемчужных.

Когда Георгий Николаевич приехал в Испанию, он увидел церковь святой Кармен, и с тех пор его стал преследовать образ "не опытной сердцеедки с наметанным взглядом на барыш", а Кармен, которая может быть светлой и отзывчивой.

Екатерина Андреевна впервые выступила в роли продюсера спектакля, Георгий Николаевич - режиссер, а их дочь Ляля сыграла Кармен.

- Екатерина Андреевна, вы гадаете на картах и можете предсказывать судьбу?

- Люди не столько хотят знать свою судьбу, сколько нуждаются в совете. В каждый момент своей жизни человек решает какие-то проблемы. Он как бы всегда стоит перед выбором: поступить так, а не иначе. Гадалки, используя слова-символы, помогают принять решение. Гадание - это психологический сеанс, на который человек приходит за самим собой. Гадающий "считывает" информацию с облика пришедшего, становится сопричастным его душевным волнениям. Карты - инструмент, помогающий "считывать".

- Как вы считаете, судьба каждого из нас предопределена или же мы своими поступками и мыслями формируем будущее?

- И то и другое. Человеку многое дается от рождения, и это многое предопределяет его будущее. Но одному дашь - он потеряет, другой приумножит. Поэтому многое в судьбе зависит от поступков и движений души. Гадаем, когда просят подруги, и даже когда карта плохо ложится, не рассказываем плохого. Мама говорила, что так цыганки гадали и в войну женам фронтовиков: "Твой муж жив, он вернется" - это очень помогало выжить. Главное лекарство для человека - человек.

- О чем вы жалеете?

- Жалею о том, что не сыграла в кино ни одной музыкальной роли. Я очень люблю романсы, у меня есть сольная программа, но пою редко - времени не хватает.

Скоро выйдет компакт-диск. Он будет называться по коронной песне "Невечерняя". Екатерина Жемчужная ее исполнила 25 лет назад в спектакле "Живой труп". В прессе писали, что она дала этому романсу вторую жизнь.

"Российская газета" поздравляет Екатерину Андреевну с юбилеем, желает новых творческих высот, внимания и любви близких. Вива, Катя!

Образ жизни Театр