До расширения ЕС остался почти месяц. 1 мая, в Вальпургиеву ночь, в Евросоюзе станет на 10 стран больше. Несколько месяцев назад Россия хватилась, что здорово теряет от этого расширения. Правда, сколько, так и не понятно. Говорили о 150 миллионах долларов, потом Греф заявил, что, может, не потеряем ни цента, если договоримся. И полетел в Брюссель. Договариваться.
Контраст между тем, что сказали Греф и Лами, и тем, что на самом деле решил саммит, может служить ярким пособием по двойной дипломатии. "Мы решили 90 процентов проблем, - сказал Паскаль Лами. - Надвигалась гроза, но теперь погода улучшилась, она не далека от стабильно ясной". Греф подхватил: "Надеюсь, что к 1 маю развеются последние облака".
То, что хорошо для Гидрометцентра, не всегда подходит международной торговле. Итоговое заявление, принятое на саммите, явно писали люди в плащах и с зонтами. Страны ЕС призвали Россию в автоматическом режиме распространить на 10 новичков Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, то есть стандартный протокол отношений с ЕС.
Именно от этого протокола - все страхи России. Протокол заставляет торговать с Европой, ставшей на 10 стран больше, в том же объеме, как прежде. Единственная оговорка в резолюции, но уж очень "дедушкина": ЕС открыт для диалога с Россией, если ее опасения "законны", однако Соглашение о партнерстве не обсуждается.
Кто в России не пострадает от расширения ЕС, уже точно известно: это металлурги и экспортеры ядерного топлива. В ходе напряженных переговоров, которые шли весь последний месяц, те и другие фактически добились повышения квоты (разрешенного объема ввоза) на свою продукцию. Вчера в Брюсселе также обсуждали отраслевые проблемы - целый пакет. Пока известно, что говорили о сельском хозяйстве, и Греф заметил, что "если в конце апреля в Москве будет подписана пакетная договоренность, то ущерба России или не будет, или он будет минимизирован до нечувствительного".
Ну а кто пострадает? Сам Греф отметил, что нерешенным остается калининградский вопрос. Напомним, что после расширения ЕС и вступления туда Литвы возить товары туда и оттуда из "большой России" станет очень дорого. Греф заявил, что "пока складывается положение", при котором "транспорт грузов будет экономически невыгодным". Интересно, а что думает по этому поводу Лами? Плохо, сказал он, если стоимость транзита "возрастет в чрезмерной степени", но правила транзита должны отвечать нормам ЕС, и никаким другим.
Наивно полагать, что Греф "не понимает": 10-процентная облачность над Калининградом омрачит погоду над всей Россией. Но - это такая игра. Пока переговоры не закончены - или делаем вид, что все плохо, или - что все хорошо, избегая полутонов. Тактика катастрофизма (знаменитый "ультиматум Грефа", который в итоге объявлен "мифическим") не сработала. Теперь в ходу деланый оптимизм. Ну а ЕС, похоже, в самом деле решил запросить с России за расширение ЕС калининградскую цену. Как и при вступлении в ВТО, нам уступают частности, но бьют по чувствительному.